Киноотрасль снова жалуется на дефицит кадров
Лента новостей
Число вакансий актеров за полгода увеличилось на 17%, специалистов по кинопроизводству — на 77%. Растет спрос на гримеров и техников по инсталляции, ассистентов операторов. Конкуренция за кадры обострилась между онлайн-платформами и телеканалами, пишет газета «Коммерсантъ». Насколько убедительно звучат эти цифры, в чем причины такого расклада и как с этим бороться?
Число актерских вакансий выросло на 17%. Вакансий гримеров на 33% больше, чем годом ранее. По специалистам по инсталляции и сервису рост на 60%. Это «Коммерсантъ» приводит данные HeadHunter. С другой стороны, странно смотреть подобные вакансии в таких сервисах. Часто сотрудников на проекты ищут среди знакомых.
В отрасли жалуются на дефицит кадров не впервые. То же было летом 2021 года, весной 2022-го. Лето — главная производственная пора. Длинные световые дни — снимать куда удобнее, чем зимой. Впрочем, есть и другие факторы, отмечает совладелец и генпродюсер компании Park Production Дмитрий Добужинский:
Дмитрий Добужинский совладелец и генпродюсер компании Park Production «Довольно сложно с режиссерами. Это связано со спецоперацией. Когда началась частичная мобилизация, довольно много людей уехали, среди них много талантливых режиссеров и операторов. Кстати, актеров-мужчин уехало довольно много. Это не безумный дефицит, но режиссер режиссеру не ровня. Бывают очень талантливые режиссеры, бывают менее талантливые режиссеры. Я не могу сказать, что в связи с операцией уехали по большей степени очень талантливые режиссеры. Разные уехали. Режиссера, на которого я, предположим, рассчитывал, в этом сезоне нет, он живет в Ереване. С этим я конкретно сталкивался. Чем раньше ты начал пробы, чем раньше ты заключил договор, тем выше вероятность, что у тебя, у актера будет то количество съемочных дней — особенно если это известный актер, у которого уже есть график, — тем тебе удобнее работать. Это еще связано с дополнительными затратами: чем раньше ты начинаешь подготовительный период, тем больше людей надо прикреплять к проекту, тем больше фонд заработной платы. Это не всегда эффективно».
Еще один важный фактор: в последние несколько лет платформы и продакшены запускают новые проекты с такой частотой, что высококвалифицированных кадров не хватает. Есть и образовательный момент. Для тех же ассистентов операторов нет даже учебных заведений. Это, как правило, ребята, которые хотят стать операторами, работают с известными коллегами, чтобы чему-то научиться. Хороший ассистент оператора — это редкость, говорят эксперты.
Что касается зарплат, по каким-то специальностям есть, так скажем, подпольные профсоюзы, которые устанавливают свою ставку: дескать, за меньшее не работаем. Высококлассные вторые режиссеры могут «стоить» до 500 тысяч рублей. То же самое с художниками-постановщиками. О своем видении ситуации рассказывает сценарист Анна Сухих:
— Я как сценарист сталкивалась с тем, что у нас стало меньше режиссеров, а проектов стало больше. Пожалуй, можно сказать, что есть сезонный отток в связи с тем, что летом работы много, как правило, а некоторые люди не готовы возвращаться в страну ради проектов, даже на несколько месяцев. Ты можешь где-то взять человека из смежных профессий, а если у тебя уехал хороший комедийный режиссер, ощущается это ярче.
— А какие средние зарплаты на рынке, сильно ли они выросли?
— Очень тяжело ответить, потому что у нас все-таки проектная работа. Если мы говорим о съемочном процессе, это стоимость смены. Стоимость смены не сильно изменилась. Если мы говорим о стоимости написания проекта, она тоже не сильно изменилась. Наверное, какие-то изменения есть на более стартовых позициях. Возможно, наоборот, творцы большого уровня могут запрашивать больше денег в связи с тем, что их хотят заполучить.
Эксперты приходят к выводу: нельзя сказать, что освободившиеся места некем занять. Есть киношколы, которые продолжают выпускать новые кадры. Другой вопрос, что продюсеры часто зовут на съемки одних и тех же. Если бы люди перемешивались, проблем было бы меньше.