Специальная валютная операция: почему в России растет объем наличных денег. Комментарий Семена Новопрудского
Лента новостей
На фоне экономической неопределенности, ослабевшего рубля, внешних и внутренних валютных ограничений российские компании и граждане демонстрируют здравый смысл, планомерно увеличивая запасы наличных денег. Наличка остается лучшей персональной защитой от событий, которые невозможно предотвратить и на которые невозможно повлиять на личном уровне, считает колумнист
По данным Банка России, объем наличных денег в кассах банков, банкоматах и в пути при валютных операциях на 1 августа 2023 года впервые в истории наблюдений превысил 2 трлн рублей и достиг 2,07 трлн. За месяц наличные остатки в банках выросли сразу на 180,9 млрд рублей, или почти на 10%. Если исключить сезонный всплеск, который ежегодно наблюдается в начале января, это максимальный прирост с сентября 2022 года, когда была объявлена мобилизация. После объявления в России мобилизации объем денег в кассах и банкоматах увеличился на 201,9 млрд рублей.
При этом показатель наличности в российских банках растет второй месяц подряд: в июне денежные средства на банковских балансах увеличились на 111,8 млрд рублей, или на 6,3%.
Рост наличной массы в банках, на руках у населения и компаний стал устойчивым и уже, можно сказать, долгосрочным трендом российской экономики. По данным ЦБ, за январь-июнь 2023 года объем наличных денег в обращении в России увеличился на 1,48 трлн рублей, а с учетом июля за семь месяцев этот рост приблизился к 1,9 трлн рублей. За весь прошлый год наличность у физических и юридических лиц увеличилась на 2,24 трлн рублей, а рекордный для страны прирост наблюдался в 2020 году на фоне карантинных ограничений из-за COVID-19 — 2,87 трлн рублей.
Конечно, бурный рост наличности в банках в июне-июле 2023 года можно объяснить валютной переоценкой: рубль дешевел, доллар дорожал. Конечно, на фоне роста дефицита бюджета и увеличения расходов на неэкономические нужды ЦБ приходится активно задействовать печатный станок, и это тоже способствовало увеличению наличности у населения.
Но очевидно и то, что главная, фундаментальная причина роста наличной массы у граждан, компаний и в банках — финансовое поведение людей. В июне-июле 2023 года россияне начали более активно менять стремительно дорожавшие доллары и евро на наличные рубли. И, наоборот, покупали наличные доллары и евро для летних поездок за границу. Теперь из-за невозможности пользоваться в большинстве стран мира российскими картами наши соотечественники снова вынуждены путешествовать с запасом наличности.
Люди и компании хорошо понимают, что в ситуации непредсказуемой по срокам и масштабам экономической неопределенности наличные с их мгновенной ликвидностью — возможностью достать из кошелька, кубышки, из-под матраса и потратить в любой необходимый момент без лишних телодвижений — лучший и самый надежный вариант хранения денег.
Государство не должен смущать этот рост наличной денежной массы в банках и на руках у населения. Для власти начнутся проблемы, если люди перестанут хранить деньги на депозитах и накопительных счетах, а также резко ограничат траты. Пока ни оттока денег со вкладов, ни падения потребительского спроса не происходит, а инфляцию может разогнать не столько количество «нала» у россиян, сколько ослабление рубля и, вследствие этого, неизбежное удорожание импорта.
Более того, недавнее вынужденное повышение ключевой ставки, чтобы снова сделать рубль дороже 100 за доллар, моментально привело к росту ставок по вкладам. А это почти наверняка увеличит объем денег на краткосрочных депозитах в банках по итогам августа и в сентябре. Россияне еще весной прошлого года распробовали возможность положить деньги в банк на депозиты на три или максимум шесть месяцев под высокий процент, воспользовавшись скачком ключевой ставки.
Тем не менее монетарные власти должны отдавать себе отчет в том, что в условиях санкций и валютных запретов любые попытки искусственно ограничивать оборот наличных денег могут иметь крайне негативные последствия для экономики и социальной стабильности. Ни ради цифрового рубля, ни ради стимулирования безналичных расчетов не надо пытаться силой изымать наличность из оборота, так как в нынешней экономической ситуации это неоправданный риск.
Так что пока классическая подушка безопасности в виде накоплений становится для россиян целым «матрасом» безопасности из наличных рублей, долларов и евро. Другое дело, что далеко не все могут позволить себе иметь хоть какие-то сбережения. По данным недавнего опроса ВЦИОМ, нет сбережений у 27% россиян.
Рост наличных — естественная реакция россиян на экономическую реальность. Поэтому островок личной финансовой стабильности человека в России сейчас выглядит, как пачки хрустящих купюр.