16+
Воскресенье, 12 мая 2024
  • BRENT $ 82.78 / ₽ 7630
  • RTS1178.02
22 сентября 2023, 13:39 Общество

Авиаперевозчик высших властей предложил авиакомпаниям приобрести выводимые из эксплуатации Ту-214

Лента новостей

Возраст бортов превышает 20 лет, а стоимость ремонта оценивается в 3-4 млрд рублей. Ту-214 — это короткомагистральный самолет для перелетов на небольшие расстояния

Фото: Михаил Метцель/ТАСС

Обновлено в 21:55

Специальный летный отряд «Россия» предложил пассажирским авиакомпаниям приобрести выводимые из эксплуатации Ту-214, пишет «Коммерсантъ».

Авиаперевозчик высших лиц государства предложил частным компаниям выкупить минимум два лайнера. Возраст бортов превышает 20 лет, а стоимость ремонта обоих оценивается в 3-4 млрд рублей. Цена, за которую их собираются продать, не сообщается.

Ту-214 — это короткомагистральный самолет для перелетов на небольшие расстояния. Зимой аналогичный по возрасту Ту-214 не смогли продать за 373 млн рублей.

Комментирует главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров:

Роман ГусаровРоман Гусаров главный редактор портала Avia.ru «Производство самолетов Ту-214 в казанском КБ имени Горбунова продолжается — буквально один-два самолета в год, поэтому можно рассчитывать в лучшем случае на десять новых самолетов Ту-214 в год. А нам нужно заменить 700 иностранных магистральных самолетов. У нас нет 70 лет, у нас всего одно десятилетие, чтобы заместить все иностранные самолеты до того момента, как они будут списаны. Что касается 20-летних самолетов, о которых сейчас идет речь, из специального летного отряда Ту-214, они, конечно, уже на пределе ресурса. Понятно, что любой самолет можно восстановить до состояния летной годности, другой вопрос, стоит ли это затраченных денег. Кто, когда и гарантируется ли продление ресурса? Потому что можно восстановить самолет, а окажется, что по документам срок эксплуатации закончился — летать нельзя. Здесь очень много вопросов. Я очень боюсь, что на рынке, даже при крайней нужде, желающих взять такие проблемные самолеты просто не найдется. Это однозначно билет в никуда. С одной стороны, вроде бы отвечает современным требованиям, несколько уступает в экономичности западным самолетам, все-таки это самолет еще из 1990-х, но есть и некоторые вопросы к нему. Например, помимо двух пилотов, в кабине должен быть еще и бортинженер, и это на сегодняшний день для наших авиакомпаний большая проблема. Как и для всех компаний мира. Уже давно забыли о такой специальности, как бортинженер. Уже даже нет системы подготовки таких специалистов. Где их брать? Поэтому тот же «Аэрофлот» сказал: да, мы готовы взять Ту-214, он нас по характеристикам устраивает, но только в том случае, если КБ Туполева его переработает, заменит всю авионику и сделает кабину пилотов двухчленной. Встает вопрос: сколько лет понадобится на такую переработку самолета? А еще сколько сертификационных испытаний, сколько денег придется потратить. И это всего лишь в расчете на три-пять самолетов в год производства. Нужны ли такие траты? Надо понимать, что единственная ставка, на которую мы сейчас можем делать, — это самолеты поколения МС-21 и Sukhoi Superjet 100. Только эти самолеты можно технологически выпускать в больших объемах. К концу десятилетия, например, МС-21 можно выпускать порядка 70 в год, вот это и позволяет за десять лет импортозаместить парк иностранных воздушных судов, причем совершенно современным, конкурентоспособным самолетом».

Безопасно ли передавать борта такого возраста в гражданскую авиацию и сколько они еще прослужат новому владельцу? Комментирует директор по продажам и развитию компании «СВ-чартер» Сергей Вехов:

— Если их восстановят до летной годности и «Росавиация» выдаст разрешение, тогда на них можно летать. Инспекторы проверят и скажут, что можно. Но, как и написано, нужно вложить деньги в восстановление. Самолет полностью российский, почти полностью, восстановить можно, но вопрос цены — все не просто.

— А интересно авиакомпаниям было бы купить?

— Я думаю, два самолета, которые отличаются от всего флота, не интересны никому. Если бы это были 20 самолетов или хотя бы десять, а два — это только расходы. Где брать запчасти, кто будет чинить, специалисты нужны. Экономически это невыгодно. Может быть, действительно, на безрыбье, как говорится... Сейчас с самолетами туго, а с запчастями вообще жутко, поэтому, может быть, они что-то там и купят.

— А запчасти есть? Это же наши самолеты?

— Дело в том, что авиация — это уже давным-давно мировой глобальный рынок, а именно авиастроение, полностью местных уже практически нет самолетов. Какой-то процент запчастей иностранных там есть, но какой — не знаю. А так он делался на российской базе с российскими движками.

— Куда они смогут летать?

— Это небольшие города, например Ярославль или Иваново, из Петербурга в Петрозаводск, вот такие рейсы, на час — на два.

— Если их восстановить, сколько еще они смогут прослужить?

— Дело в том, что самолет — это конструктор, просто меняете детали старые на новые, и он может летать сколько угодно. То есть летает, например, до сих пор самолет Як-40 в России, который еще с 70-х годов не выпускается. Меняй только запчасти, все прекрасно будет.

Комментирует исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев:

Олег Пантелеев исполнительный директор агентства «Авиапорт» «Самолет Ту-214 — это машина, которая в базовой компоновке способна перевозить более 200 пассажиров, в одноклассовой компоновке 210 кресел. При этом дальность полета привлекательна для авиакомпаний, работающих в том числе на туристических направлениях. Это машина, которая в свое время обслуживала линию Москва — Хабаровск. На рынке сейчас есть место для самолетов с такими характеристиками, и заинтересованы в таких машинах могут быть в первую очередь авиакомпании, работающие в интересах туристического сегмента рынка, и авиакомпании, выполняющие регулярные перевозки из, допустим, Москвы или Санкт-Петербурга в некоторые пункты назначения на Дальнем Востоке, такие относительно небольшие города, как Чита или Благовещенск. Что касается конкретно этих двух самолетов, рамочные оценки дают диапазон от 3 млрд до 4 млрд рублей на восстановление летной годности и конвертацию салона двух самолетов, однако достоверные оценки можно получить после проведения детального аудита, а во-вторых, после проведения достаточно внушительной работы по поиску необходимых комплектующих изделий. И кроме того, необходимо привлекать ресурсы для выкупа самолетов, для проведения их модернизации, что при нынешней ключевой ставке и отсутствии государственной поддержки на выкуп таких самолетов может привести к тому, что сделка для авиакомпаний будет не слишком привлекательной. Подводя итог, утверждать, что эти самолеты очень быстро, легко и непринужденно найдут новых эксплуатантов, не приходится».

Как сообщают источники газеты, возможным приобретателем самолетов называется авиакомпания Red Wings, однако эксперты считают, что без государственной поддержки стоимость восстановления и покупки намного превосходит коммерческую выгоду от этих самолетов.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию