16+
Пятница, 17 мая 2024
  • BRENT $ 83.52 / ₽ 7594
  • RTS1207.94
12 октября 2023, 15:19 ФинансыВалюта

Как повлияет на курс рубля обязательная продажа валютной выручки экспортерами?

Лента новостей

Указ президента коснется 43 групп компаний. Мера, по мнению главы ЦБ, повысит ликвидность и оперативность реализации валюты. На старте торгов рубль заметно укреплялся

Эльвира Набиуллина.
Эльвира Набиуллина. Фото: Дмитрий Феоктистов/ТАСС

Обязательная продажа валютной выручки повысит ликвидность и оперативность реализации валюты на рынке, заявила глава Центробанка Эльвира Набиуллина, комментируя накануне подписанный президентом указ. По ее словам, важен именно точечный и временный характер введенной меры. Противоречий по вопросу обязательной продажи валютной выручки между регулятором и президентом нет, подчеркнула Набиуллина.

Согласно указу, решение коснется 43 групп компаний на ближайшие полгода. Это компании из топливно-энергетического комплекса, металлургии, химической и лесной промышленности, зернового хозяйства. При этом ранее ЦБ выступал против подобной меры вообще и отмечал, что она не повлияет на стабилизацию курса рубля.
Рубль заметно укреплялся на старте торгов, отыгрывая этот указ. О том, насколько долговременным может быть эффект, рассуждает главный экономист ПФ «Капитал» Евгений Надоршин:

— Насчет длительности эффекта наверняка сказать сложно, по крайней мере, хорошо было видно, на самом деле: первое укрепление произошло на фьючерсах вчера вечером. И по большому счету рубль-то и не дошел до тех уровней, куда вчера спекулянты пытались загонять фьючерс, то есть масштаб укрепления валюты меньше, чем, по крайней мере, поначалу ожидали. В принципе, может так оказаться, что, как и с предыдущими мерами ЦБ, первичный шок сойдет, и может так быть, что, в общем, укрепление опять развернется. По крайней мере, опасения этого есть, они основаны, собственно, на отчетах самого регулятора, который ранее, насколько я помню, утверждал, что 85%, кажется, поступающей валютной выручки экспортерами-то продается. Если исходить из заявлений ЦБ, то по большому счету эта мера создаст крупнейшим экспортерам существенные сложности, но принципиально ничего вроде бы менять не должна. Но, по крайней мере, первая реакция рынка — это удорожание. Посмотрим, насколько это связано со спекулятивной игрой и насколько это будет действительно фактором удорожания рубля.

— А нужна ли вообще была мера о продаже валютной выручки сейчас или, может быть, нужно было все-таки что-то другое, так как экспортерам из-за санкций затруднительно возвращать доллары в страну?

— По крайней мере, вроде бы по тому, что нам доступно сейчас из официальных данных вообще, у кого-то может быть подавляющая часть выручки — это просто рубли, и как таковой проблемы именно с возвратом-невозвратом может и не быть. А мониторинг, необходимость подавать планы покупки-продажи , отчитываться — это проблема, безусловно, для них серьезная. А в части продажи долларов, если у тебя в основном рубли, больших проблем и не возникает. В общем, решение довольно жесткое. И обратите внимание: решение явно говорящее о том, что [исчерпан] ресурс неформальных договоренностей. Если вы помните, с лета с экспортерами по-разному договаривались относительно продажи валютной выручки. И вот в итоге, похоже, выяснилось, что правительство как минимум подозревает, что договориться с экспортерами не получилось.

По словам главы Сбербанка Германа Грефа, требование об обязательной продаже валютной выручки вряд ли сильно повлияет на курс рубля, потому что фундаментально он определяется другими факторами. В качестве фундаментального курса Греф назвал 80-90 рублей за доллар. При этом «Сбер» не ожидает негативного влияния на инвестклимат из-за нового решения властей. Однако обязательная продажа валютной выручки все же может привести к постепенному снижению доллара до 90 рублей, допустил Герман Греф.

Впрочем, вряд ли мера была направлена именно на стабилизацию курса — скорее, на уменьшение волатильности, считает директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики ИК «Восточные ворота» Александр Тимофеев:

— Первая реакция абсолютно адекватная. Я хочу подчеркнуть, что те меры, которые приняты, те меры, которые обсуждаются, не направлены на то, чтобы рублю помочь укрепиться, они направлены в действительности только на то, чтобы прекратить ту завышенную волатильность, которая была все последнее время. То есть не надо ждать, что после введенных мер мы увидим коридор 85-90 или какие-то другие значения. Я надеюсь, и ЦБ исходит из того, что текущие меры просто помогут удержать коридор между 95-100, и мы начнем привыкать к текущему уровню. Все ждали, что раз принята мера, это значит сразу же курс на минус 5 рублей, но, наверное, смысл немножко в другом.

— Когда ЦБ поднимал ставку, тоже на какое-то время курс рубля стабилизировался и был 96 рублей за доллар, потом снова ушел выше сотни. Насколько может хватить новой «таблетки»?

— Этой «таблетки» может хватить на очень долго, и ее достаточно. Есть две железобетонные меры, одна из которых, собственно, и применена. Насчет того, что у нас, по сути дела, правительство сможет вручную настраивать, сколько и когда выручки продавать, курс будет ровно таким, какой правительству нужно. И с этой точки зрения это даже не таблетка, это просто уже прямое хирургическое вмешательство, и вариантов как бы в этом прямом хирургическом вмешательстве, чтобы оно не сработало, нет. Поэтому в любой момент, если что-то пойдет не так, можно обязать, как было в начале СВО, в течение, например, двух недель продавать 80% экспортной выручки. Если это будут делать хотя бы наши нефтегазовые экспортеры, этого уже будет достаточно. Если будет понятно, что переборщили, можно в обратную сторону сдвигать это. Мне кажется, что самое главное, смотрите, до этого все решения принимались очень жестко и бескомпромиссно, сейчас за счет того, что для каждой компании будет разный режим, за счет того, что для каждой компании сейчас будут индивидуальные договоренности и для каждой компании будет отдельный график, кажется, что ситуация будет гораздо более управляемой, гораздо более прозрачной.

Введение обязательной продажи валюты не стало неожиданностью для бизнеса, мера обсуждалась на прошлой неделе на встрече с первым вице-премьером Андреем Белоусовым, заявил президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин.

По его словам, какие конкретно компании обяжут продавать выручку, — будет решаться в зависимости от ситуации с каждой конкретной организацией. В среднем, отметил Шохин, российские крупные экспортеры возвращают до 90% валютной выручки.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию