16+
Четверг, 9 мая 2024
  • BRENT $ 84.19 / ₽ 7730
  • RTS1176.30
10 ноября 2023, 03:23 Стиль жизниКультура

Балет от слова «боль»: у зрителей грядет главная битва за «Щелкунчика»

Лента новостей

Недетским ажиотажем вокруг детского спектакля заинтересовались депутаты Госдумы. Однако Большой театр отказался менять как систему продажи билетов, так и число показов спектакля

Очередь за билетами в кассу Большого театра.
Очередь за билетами в кассу Большого театра. Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС

Продажу билетов на второй блок спектаклей «Щелкунчик» — с 29 по 31 декабря — Большой театр назначил на утро 11 ноября, то есть в субботу. Но очередь за ними у касс Большого стояла уже в четверг.

В прошлые выходные, когда продавался первый блок «Щелкунчика», зрители тоже жаловались на суточное стояние в очереди под открытым небом, невозможность отойти поесть и в туалет, давку, а также рассказывали, как полицейские задерживали так называемых тетрадочников.

Первый покупатель «Щелкунчика» появился у касс вечером 8 ноября. Если верить комментариям телеграм-канала Большого театра, это пожилая женщина из Красноярска. У нее диабет, но она готова стоять у кассы больше двух суток.

Ближе к вечеру 9 ноября на площади было уже больше 50 человек. Они тоже готовы стоять 48 часов, чтобы заполучить браслет с порядковым номером, который даст обладателю возможность в субботу купить билет в Большой.

До нынешнего года покупателей билетов на «Щелкунчика» организовывали так называемые волонтеры. Их еще называли «тетрадочниками». Это некие сообщества, конкурирующие друг с другом и имеющие свой, как правило, коммерческий интерес в формировании очереди. Каждое сообщество вело закрытый чат и тетрадь и составляло свой вариант списка тех, кто стоит в очереди, дополняя этот список своими людьми. Периодически сообщества конфликтовали, потому что браслетов на блок из шести спектаклей у Большого всего 400, а в очередь набиралась не одна тысяча человек. Попытка протащить кого-то вне списка оборачивалась скандалом.

В этом году «тетрадочники» объявили желающим о записи в виртуальную очередь еще в октябре. В прошлые выходные, уже в реальной очереди, они пытались оттеснить тех, кто приехал к кассам раньше и поэтому был впереди. Закончилось тем, что всех «тетрадочников» забрала полиция, а очередь организовалась сама, в том порядке, в котором стояла. Что, в общем, вполне справедливо.

Но и у такой самоорганизации есть существенный недостаток: если люди приходили поодиночке, то возможность пойти куда-то погреться, поесть или просто в туалет была сопряжена с большим риском на свое место в очереди уже не вернуться. Люди жаловались также на давку, которая приводила к падениям в толпе.

При этом история с покупкой билетов онлайн едва ли не хуже. В наличии было 300 билетов на шесть спектаклей. Сайт театра упал задолго до старта продаж. Но некоторым счастливчикам даже удавалось зарезервировать места и отправить их в корзину. На этапе оплаты они из корзины исчезали.

Гендиректор Большого театра Владимир Урин признает, что ажиотажный спрос на «Щелкунчика» возникает каждый год, но это традиционная часть новогоднего праздника. Вот что он говорил Business FM в сентябре этого года:

Владимир УринВладимир Урин генеральный директор Большого театра «Я в таких случаях говорю: что бы мы ни делали, все равно надо понимать — дефицит есть дефицит. Мы должны понимать, что количество желающих в сотни, в тысячи раз превышает возможности театра. Вы придите сюда 31-го числа и увидите приблизительно половину зала тех, кто приходит каждый год, это для них традиция, вы увидите эти семьи, этих одетых детей, вы увидите, что у людей уже при входе в Большой театр начался праздник Новый год. Поэтому надо к этому относиться спокойно, с пониманием. Здесь ничего не поделаешь».

Комитет по культуре Госдумы обратился в Большой театр с рядом вопросов по ситуации вокруг «Щелкунчика». Но и депутатам театр ответил, что не считает необходимым ни менять систему продажи билетов, ни увеличивать число показов «Щелкунчика», который при сверхажиотажном спросе идет только с 23 декабря по 7 января. Хотя, к слову, другой, не менее знаменитый театр России, Мариинский, дает «Щелкунчика» с 11 декабря по 14 января.

Если дирекция Большого считает, что зрители должны отстоять очередь в несколько дней, необходимо создать для них минимальные условия, считает зрительница Дарья. В парижском Лувре, например, в длинной очереди людям раздают воду и печенье.

«Люди бились. Никаких выводов сделано не было. Уже люди стоят со вчерашнего вечера. Приехала бабушка из Красноярска. И встала живой очередью. И она будет стоять больше 48 часов. Театр не делает горячее питание в очереди. Они говорят: «Идите по живой». Вы нам сделайте условия тогда — горячее питание, туалеты, места для отдыха. Это просто издевательство над людьми. Я, например, инвалид, я на той неделе четыре часа отстояла. В субботу была попроще очередь: мне удалось четыре часа отстоять и получить браслет. Сейчас люди стоят, им 40 часов стоять. К театру очень много вопросов».

При большом дефиците билетов львиная доля мест не продается, а предназначена для спонсоров Большого, друзей театра и так далее. В интернете между тем можно купить и места в очереди, и браслеты, и билеты. Очень дорого и без всякой гарантии.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию