16+
Понедельник, 11 декабря 2017
  • BRENT $ 63.10 / ₽ 3731
  • RTS1119.54
12 мая 2010, 09:02 Кино

Каннский фестиваль: кризис жанра и финансов

Лента новостей

В конкурсной программе Каннского кинофестиваля меньше фильмов, чем обычно. BBC Films в припадке самобичевания отменила одно из ключевых мероприятий, а внеконкурсные фильмы рефлексируют над причинами кризиса

63-ий Каннский фестиваль пройдет с 13 по 22 мая. Фото: AP
63-ий Каннский фестиваль пройдет с 13 по 22 мая. Фото: AP

В конкурсной программе Каннского фестиваля этого года — 19 номинантов. Как отмечает АР, тот факт, что на золотую Пальмовую ветвь в этом году претендует лишь 19 картин, свидетельствует о том, что претендентов неоткуда выбирать. Обычно в конкурсной программе фестиваля заявляется от 20 до 22 фильмов.

В этом году в официальной конкурсной программе 63-го Каннского фестиваля лишь один фильм американского режиссера - «Честная игра» (Fair Game) Дуга Лимана. Помимо него, на главную награду претендуют корейский римейк «Горничная» от Има Сан Су, «Поэзия» Ли Чан Дона (Корея), кинокартина Алехандро Гонсалеса Иньярриту «Красата» (Biutiful, Мексика), фильм французского режиссера арабского происхождения Рашида Бушареба «Вне закона», «Принцесса де Монпасье» Бертрана Тавернье (Франция), «Наша жизнь» Даниэле Лукетти (Италия), «Счастье мое» Сергея Лозницы (Украина, Германия, Нидерланды) и другие.

Российское кино в конкурсной программе Каннского фестиваля будет представительно фильмом Никиты Михалкова «Утомленные солнцем: Предстояние» с рекордным для постсоветской России кинобюджетом в 55 млн долларов. Российские результаты киноленты пока не позволяют говорить об успешности проекта Михалкова: за первые выходные фильм собрал чуть более 3,7 млн долларов, но после майских выходных выручка «Утомленных солнцем» упала почти втрое, и «Железный человек 2» с 7,7 млн долларов сборов стал лидером российского проката.

Одной из многолетних целей Каннского фестиваля считается сочетание бизнеса и кинолюбов, пишет The Independent. В «сильные» годы это происходит автоматически: фильмы, отобранные для основного конкурса, возбуждают споры у критиков, продаются дистрибьюторам по всему миру и в конце концов попадают в кинотеатры и дома. 2009 год дал миру странное сочетание: скандального «Антихриста» Ларса фон Триера, попкорн-версию событий Второй мировой войны от Квентина Тарантино в виде «Бесславных ублюдков» и два артхаусных фильма — «Белую ленту» Михаэля Ханеке и «Пророка» Жака Одиара.

Список конкурсной программы Канн в этом году сильно накренен в сторону эзотерического арт-хауса: иранец Аббас Киаростами представит свой первый англоязычный фильм «Заверенная копия» (The Certified Copy), японец Такеши Китано — «Расправу» (в других переводах — «Негодование», Outrage). Британец Майк Ли, уже получавший в 2002 году Пальмовую ветвь за фильм «Все или ничего», вернулся в Канны с фильмом «Другой год» (Another Year).

Однако даже с этими именами Каннам-2010 многого не хватает, отмечает издание. Реклама этого фестиваля была почти неслышна, если сравнивать с прошлыми годами, забронировать номера и апартаменты не составляет трудностей, вечеринки отменены. «В нынешние трудные времена демонстративность не поощряется — что создает проблемы для такого события, как Канны с их гедонизмом и показными растратами. По всей видимости, в припадке самобичевания BBC Films решила не проводить свою ежегодную пляжную вечеринку — одно из ключевых мероприятий компании для начинающих британских продюсеров», - пишет The Independent.

Сами участники Каннского фестиваля до сих пор не определились с тем, миновал ли кризис для киноиндустрии. «Есть признаки робкого восстановления. Канны, вероятно, отразят это», — надеется директор фестиваля Тьерри Фремо, передает AFP.

С 13 по 22 мая на каннском кинорынке Marché du Film соберутся около 10 тысяч предпринимателей и 400 компаний из 97 стран, и, как ожидается, будут заключены либо запланированы сделки на прокат или покупку прав почти для 4 тысяч кинокартин. По сравнению с тяжелым 2009 годом число участников в этом году выше на 6%, говорит AFP исполнительный директор Marché du Film Жером Пайар. «Профессионалы снова выказывают оптимизм, но нужно смотреть, найдет ли это подтверждение в реальности», — добавляет эксперт. Благоприятные валютные курсы помогли в этом году остаться киноиндустрии США на плаву после пережитых из-за финансового кризиса потрясений, отмечает Пайар. Около 16% байеров, которые собираются присутствовать в Каннах, — из США, столько же из стран Азии, на Европу приходится 62%.

Каннский кинофестиваль открывается фильмом «Робин Гуд» — это одна из немногих премьер без мрачного экономического подтекста. Бюджет картины, по словам его режиссера Ридли Скотта, составил около 155 млн долларов (по другим данным, фильм обошелся в 237 млн долларов).

Внеконкурсная программа Каннского кинофестиваля-2010 оказалась богата экономической тематикой. Оливер Стоун представит одну из первых картин, посвященных финансовым воротилам нашего времени, «Уолл-стрит: Деньги никогда не спят» (Wall Street: Money Never Sleeps), сообщает агентство AP. Этот фильм — продолжение стоуновского «Уолл-стрит», снятого в 1987 году. Главный герой, Гордон Гекко, после 8 лет тюремного заключения пытается вернуться в финансы перед коллапсом рынков в 2008 году. Выход фильма в прокат намечен на конец сентября 2010 года.

Вторая «экономическая» премьера — режиссерская работа Чарльза Фергюсона «Внутренняя работа» (Inside Job), это документальная лента об истоках финансового кризиса. «Гигантский кризис был квазинеизбежным результатом того, что в последние 30 лет инвестиционная банковская отрасль развивалась как нерегулируемая, находящаяся за пределами всякого контроля, криминальная индустрия, — заявил АР Фергюсон. — Индустрия росла, становилась богаче и могущественнее, постепенно она отключила всю систему сигнализации и охватила коррупцией всех людей и институты, которые должны были ее удерживать и не смогли этого сделать до 1980-х годов».

Кинорефлексии о финансовых потрясениях прослеживаются и в «Кливленд против Уолл-стрит» (Cleveland vs. Wall Street) режиссера Жана-Стефана Брона. Премьера фильма об иске против ипотечных банкиров, которых горожане обвиняют в лишении права выкупа закладных на имущество, также пройдет во время фестиваля.

В том, что в официальной программе фестиваля в Каннах стало меньше фильмов, нет вины организаторов, считает Independent: дело в том, что они продолжают цепляться за старомодные представления, каким должен быть арт-хаус. «Весьма поучительно посмотреть на возраст режиссеров из официальной части на этот год», — пишет издание. Среди них — Жан-Люк Годар, которому 79 лет. Мануэлю де Оливейра, представляющему «Странную историю Анжелики», уже 101 год. Российскому режиссеру Никите Михалкову — 64, Бертрану Тавернье — 69, Киаростами и Ли также глубоко за 60.

Место фестивалей в киноиндустрии меняется. Если раньше на них демонстрировались новинки, то сейчас их участники больше обеспокоены сохранением старого. «Фильмы можно смотреть на телефоне, по ТВ или в Интернете. Технологии кино резко продвинулась вперед. Смогла ли эстетика съемок выдержать эту гонку, совсем другой вопрос», — полагает издание. Лучшей иллюстрацией к этому процессу в отрасли может стать показ в Каннах на следующей неделе фильма Жан-Люка Годара. Один из ведущих режиссеров французской «новой волны» представит фильм «Социализм». Перед премьерой Годар выпустил трейлер длиной менее 2 минут, который показывает весь фильм в ускоренном режиме: в цифровую эпоху у зрителей нет ни времени, ни терпения идти на фестивали, чтобы смотреть 35-миллиметроные пленки арт-хауса на большом экране — они хотят 90-секундые ролики на YouTube.

Рекомендуем:

  • Фотоистории