«Коммерсантъ»: косметологические услуги уходят из салонов
Лента новостей
Число заказов в этой сфере у индивидуальных исполнителей выросло на 34%, а спрос в салонах — на 8%. Мастера уходят из салонов в самозанятые, привлекая клиентов низкими ценами, говорят участники рынка
Спрос на косметологические услуги смещается от салонов красоты к частным мастерам. В январе число заказов в этой сфере у индивидуальных исполнителей выросло на 34%, а спрос в салонах красоты — на 8% год к году, отмечают сервисы объявлений и операторы фискальных данных, на которые ссылается «Коммерсантъ».
При этом, по данным «Авито услуги», спрос на ламинирование, окрашивание ресниц и бровей увеличился в 4,5 раза, на косметологические услуги и наращивание волос — на 62%, на стрижки, окрашивание и укладки — на 17%. Мастера уходят из салонов в самозанятые, привлекая клиентов низкими ценами.
По подсчетам ресурса «Чек индекс», в январе в салонах красоты по всей России средний чек составил 1600 рублей. В Москве — 3300 рублей. Сотрудники Business FM поговорили с владельцами салонов и с теми, кто работает на себя:
Основатель салона красоты Sweet Ирина Старостина:
«Очень показательна была пандемия, когда салоны не имели права работать. Парикмахеры особенно это прочувствовали, как никто, потому что медицина какое-то время еще работала, а парикмахеры остались без заработка. Накоплений у бьюти-мастеров, почему-то так складывается, практически нет. В пандемию очень много поменялось, многие ушли работать на себя. Получалась стабильность — я всегда смогу принять клиента у себя или у него дома. На это был спрос — клиенты нам звонили и говорили: «Дайте нам на выезд специалиста, пускай ко мне приедут, я готова заплатить больше». И, кстати, больше всего запросов было на маникюр. Заметили ли мы сейчас отток мастеров? Проблема с мастерами, которые работают дома, была всегда. После пандемии это было очень заметно. Сейчас немножко ситуация выравнивается, потому что, когда дома работаешь — тоже есть свои моменты. Это неправильно организованное рабочее место, неудобное. И потом, все-таки человек — существо социальное, и всем хочется общения, какой-то корпоративной культуры. И сейчас сотрудники, которые поработали дома или в своих кабинетах, возвращаются в салоны, говоря о том, что им хочется работать в коллективе. В компании есть система роста, например здоровая конкуренция. Я вижу ситуацию так на данный момент».
Бровист, визажист Кристина Вилавская:
— Я работала в салоне где-то два года. В какой-то момент мне это надоело, основная причина ухода была в деньгах и в количестве времени. Ты работаешь в салоне два через два по 12 часов, не меньше. Салоны очень редко тратятся на рекламу тебя как мастера, и ты можешь просидеть весь день вообще без записей, несколько дней без записей. И хорошо, если тебе за это платят, потому что есть такой момент, как гарантия выхода. На минимуме, когда я переехала в Москву, я зарабатывала в салоне где-то от 20 тысяч, самый пик был 70 тысяч, но это было только один раз, и то потому, что это был Новый год, был очень большой спрос. Ты мастер, которому платят процент за работу. В хорошем случае тебе платят 50 на 50 на твоих материалах. Но, как правило, салоны платят 30% на 70%, то есть 70% уходит им, а 30% от стоимости услуги уходит тебе. В среднем бровисты в салонах имеют при плотной записи тысяч 60-50. В любом случае выгоднее работать на себя, но, опять же, все зависит от того, какой ты прайс ставишь. Тут есть ловушка — ставишь маленький прайс, к тебе люди как с самозанятому зачастую не идут. А если ты ставишь средний чек или выше среднего, у тебя сильно увеличивается конверсия. Соответственно, представим, что брови мы делаем в салоне красоты за 2000 рублей, в лучшем случае мы с них имеем тысячу рублей, из этой тысячи мы вычитаем наши расходные материалы. При самом экономичном раскладе у нас выходит с бровей рублей 700-600, а то и 500, потому что еще у нас проезд учитывается, покушать в течение дня и так далее. Когда ты работаешь сам на себя, ты можешь, например, брови поставить не за 2000, а за 3000. Коворкинги, когда мы арендуем почасово, это сильно, кстати, выгоднее, чем студию целиком арендовать, ценник в Москве варьируется от 200 рублей до 500 рублей в час. Представим, что мы снимаем коворкинг за 300 рублей, плюс расходники, пусть будет 400-500 рублей, и плюс проезд, соответственно, ты уже зарабатываешь 1200-1400, в два с половиной раза выгоднее.
— Действительно ли многие сейчас уходят из салонов?
— По моему опыту, таких людей не много. В тех салонах, где я работала, из коллектива в 30 человек за все время ушли работать на себя человека четыре максимум. Часто в салонах остаются те, кто думает, что за границами салона страшный большой мир, где их все съедят.
В то же время эксперты отмечают, что частные мастера в основном привлекали клиентов через заблокированный в марте 2022 года Instagram, принадлежащий корпорации Meta, деятельность которой признана в России экстремистской и запрещена. В Mediascope, чьи данные приводит РБК, оценивают охват соцсети в октябре 2023 года в 25 млн человек, что в 2,5 раза меньше, чем в октябре 2021 года.