16+
Четверг, 25 апреля 2024
  • BRENT $ 87.77 / ₽ 8086
  • RTS1178.69
29 мая 2010, 13:10 ПроисшествияОбществоКомпании

Катастрофа в Мексиканском заливе: как это было

Лента новостей

К аварии на платформе не были готовы. Кроме того, серьезным препятствием для оперативных мер в критической ситуации могла стать сложная иерархия и система принятия решений

Огонь из скважины поднимался более чем на 75метров. От жара оплавилась и обрушилась стрела подъемного крана. Фото: AP
Огонь из скважины поднимался более чем на 75метров. От жара оплавилась и обрушилась стрела подъемного крана. Фото: AP

После взрыва на нефтяной платформе BP Deepwater Horizon начался хаос и паника. К аварии на платформе не были готовы. Кроме того, серьезным препятствием для оперативных мер в критической ситуации могла также стать сложная иерархия и система принятия решений, полагают обозреватели The Wall Street Jоurnal. 23-летняя Андреа Флейтас (Andrea Fleytas), оператор навигационного оборудования, в какой-то момент поняла, что никто до сих пор не сообщил о пожаре на платформе на берег. В итоге по радио она стала сама передавать сигналы бедствия с Deepwater Horizon, чтобы их могли услышать в службе береговой охраны и на других судах.

Обозреватели The Wall Street Journal попытались реконструировать события на платформе во время аварии 20 апреля, используя показания очевидцев из числа тех, кто работал на вышке, данные слушаний в службе береговой охраны, а также внутренние документы оператора и собственника вышки — компаний Transocean и BP.

Обозреватели пришли к выводу, что буровая вышка была не готова к подобной аварии. Возникают вопросы о том, способно ли было руководство платформы контролировать ситуацию и провести эвакуацию. И более того, достаточно ли развита в США система правил безопасности для таких сложных буровых операций в глубоководных районах.

Прописанные требования безопасности на буровой платформе, очевидно, только осложняют оперативное реагирование в критических ситуациях, что еще более усугубило проблемы на объекте 20 апреля, пишет The Wall Street Journal. По нормативам, в чрезвычайной ситуации оба высших руководителя — 20 апреля это были Дональд Видрайн (Donald Vidrine) от BP и Джимми Харрелл (Jimmy Wayne Harrell) от Transocean — должны были подняться на буровую площадку и вместе оценить ситуацию. Но когда вырвался поток газа, ни один из них не смог попасть в эпицентр аварии.

В письменном ответе The Wall Street Journal операторы Transocean заявили, что с появления первых признаков сбоев до катастрофического взрыва прошло слишком мало времени, чтобы команда могла что-то сделать для предотвращения бедствия. В Transocean утверждают, что в критической ситуации система иерархии и нормы безопасности полностью и эффективно соблюдались и не создавали препятствий для оперативных действий. Капитан Кучта также заявил, что в коммуникации проблем не было. А в BP не стали давать комментариев по поводу событий 20 апреля.

За несколько минут до взрыва вышки Deepwater Horizon почти никто не знал, что возникла серьезная проблема, за исключением нескольких человек на буровой площадке на самом верхнем уровне огромной конструкции. Работой буровой установки управляли около 20 человек. В этот день сигналов об утечке газа на платформе не было.

Примерно в 21:47 рабочие внезапно услышали шум вырывающегося метана. Метан часто присутствует в подземных месторождениях и резервуарах нефти, и контроль его уровня является одной из стандартных функций при бурении.

В течение двух минут давление газа в трубе скважины резко возросло, о чем свидетельствовали буровые датчики. Внезапно на буровую установку обрушился поток метана. Отключилось электричество, платформу затрясло, описывает очевидец.

Капитан судна снабжения Damon B. Bankston, находившегося в десяти метрах от Deepwater Horizon, увидел, как с палубы платформы, словно из вулкана, хлещет грязь — буровой раствор. Он связался с Deepwater Horizon по радиоканалу, оттуда сообщили, что возникла «проблема со скважиной» и рекомендовали судну отойти на 150 метров. И после канал замолчал.

Оператор навигационного оборудования Андреа Флейтас находилась на мостике и контролировала по мониторам местоположение и устойчивость платформы. Ненадолго все датчики погасли, затем заработала резервная система питания. Датчики показывали, что ни один из двигателей и рулевых систем не функционирует. Заработали несколько газовых сигнализаций. Один из шести огромных двигателей, которые поддерживают устойчивость плавучей платформы, стремительно набирал обороты, пересказывает The Wall Street Journal.

До массового выброса метана на платформе газа не было обнаружено. Потому не было аварийных предупреждений, никто не готовился к проблемам и не были перекрыты возможные источники воспламенения при контакте с газом.

Когда давление в скважине резко подскочило, у буровой команды было слишком мало времени и вариантов действий. За несколько минут до взрыва с буровой площадки было сделано четыре звонка старшим команды, говорится в документе BP, к которому получили доступ обозреватели The Wall Street Journal. Один из рабочих сообщил, что буровой раствор поднимается наверх, что говорит о повышении давления и поступления в скважину газа. В этот момент ответственный BP Дональд Видрайн (Donald Vidrine) побежал на площадку, но буровой раствор был уже повсюду.

Сотрудник, контролировавший работу площадки, собирался включить противовыбросовый предохранитель, устанавливаемый на дне скважины и способный герметезировать ее менее чем за минуту. Если бы это было сделано вовремя, этого было бы достаточно, чтобы предотвратить взрыв или, во всяком случае, уменьшить масштабы катастрофы, говорят некоторые эксперты.

Но спустя несколько секунд вспыхнул метан, вероятно, от работающего двигателя. Прогремел взрыв, которым разнесло важные конструкции платформы и двигатель, начался пожар, нефть начала вытекать в море. Последовала серия взрывов. Был разрушен машинный отсек. Многие члены команды и сотрудники были ранены.

Старший помощник капитана Дэвид Янг (David Young) пошел на палубы, чтобы оценить обстановку и начать борьбу с огнем. Он сделал вывод, что пожар неконтролируемый и всем нужно немедленно покинуть платформу. По правилам безопасности Transocean, решение об эвакуации должны были принять капитан и Джимми Харрелл (Jimmy Wayne Harrell), высший руководитель Transocean.

Капитан не стал сразу отдавать такой приказ, несмотря на то, что по крайней мере одна спасательная лодка, по словам нескольких очевидцев, уже была спущена. На слушаниях береговой охраны несколько членов команды сказали, что не знают, кто приказал эвакуироваться и был ли отдан такой приказ вообще. Комментариев у капитана Кучты The Wall Street Journal получить не удалось.

Члены команды говорят, что серьезных мер по борьбе с огнем не было предпринято. «У нас не было пожарных насосов. Ничего не оставалось, кроме как покинуть платформу», — такие показания дал экспертам береговой охраны капитан Кучта.

Когда рабочие попытались выбраться на открытые палубы, для многих путь был заблокирован: взрывами сорвало потолочную плитку и изоляцию, были разрушены лестницы.

Многие работники говорят, что большинство членов команды в первые минуты не получили четких указаний от руководства относительно дальнейших действий. Наконец по громкой связи стали передавать сообщения о пожаре на буровой площадке.

Десятки человек бросились к имеющимся двум спасательным шлюпкам, каждая из которых может перевезти около 75 пассажиров. На платформе началась паника и хаос. Огонь из скважины поднимался более чем на 75метров. От жара оплавилась и обрушилась стрела подъемного крана.

«Не было никакой системы, никто не руководил и не контролировал ситуацию. Все просто бежали и пытались попасть на спасательные лодки», — передает слова одного из присутствовавших на платформе The Wall Street Journal. Некоторые из рабочих в ужасе начали прыгать в воду с 20-метровой высоты.

Аварийную блокировку, которая бы перекрыла скважину, запустить не удалось. Для этого требовалось разрешение Харрелла, которое впоследствии и было получено. В 21:56, наконец, нажали пуск, но это не дало результата.

Флейтас вспоминает, как включила систему громкой связи и сообщила: «Мы покидаем вышку».

Капитан распорядился, чтобы все оставшиеся на мостике (около 10 человек) направлялись к спасательным шлюпкам. Первая из них к тому времени уже давно уплыла. Когда они подошли к точке погрузки, по словам нескольких очевидцев, вторая уже тоже отходила. На вышке находилось десять человек. Они спустили спасательный плот. Капитан прыгнул в залив.

Впоследствии команда буровой платформы Deepwater Horizon с палубы судна снабжения Bankston наблюдала за пожаром на платформе. Через сутки Deepwater Horizon затонула.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию