16+
Пятница, 5 декабря 2025
  • BRENT $ 63.14 / ₽ 4860
  • RTS1087.50
14 января 2025, 15:25 Общество

В России растет нехватка учителей

Лента новостей

Больше всего востребованы учителя математики, русского языка и литературы, начальных классов, физики и информатики

Фото: Кирилл Кухмарь/ТАСС

Количество вакансий для учителей в России за год увеличилось на 15%, за пять лет их стало вдвое больше, сообщает сервис Superjob. В числе самых востребованных специалистов учителя математики, русского языка и литературы, начальных классов, физики и информатики.

О причинах дефицита кадров в школах рассказывает руководитель Superjob Алексей Захаров:

Алексей Захаров руководитель Superjob «Дефицит учителей — это старая проблема. Мы школы строим, это замечательно, но при этом в регионах зарплаты учителей недотягивают до средней по региону, а нагрузка на учителей и ответственность огромная. Старые кадры вымываются, а молодые кадры в школу не приходят, потому что, если, например, человек учился на учителя математики, то ему гораздо выгоднее пойти работать программистом, чем учителем: и нагрузки меньше, и зарплата существенно, в разы выше. Талантливый учитель предпочитает не идти в школу в большинстве своем, а идти работать репетитором, если хочет работать с детьми, он тоже с меньшей ответственностью зарабатывает гораздо больше. Не хватает абсолютно всех учителей — математика, физика, химия, учителя начальных классов. В зависимости от региона и внутри региона тоже очень большая разница: если мы возьмем Красноярский край, одно дело Красноярск, другое дело городские поселки вдоль Енисея, где может быть три учителя на весь город. В крупных городах ситуация чуть легче, особенно там, где есть педагогические вузы, а в небольших городах, деревнях ситуация гораздо хуже. Мы вроде как много говорим, что профессия учителя престижная. Нет, неправда, это мы так себя уговариваем, а по факту нет престижа в профессии, поскольку за нее не платят. Есть огромное количество скандалов, связанных со школами, учитель совершенно не защищен от хамства учеников, от хамства родителей. Поэтому, конечно, престиж учителя нам нужно поднимать, поднимать существенно зарплаты, дальше менять образовательные стандарты для учителей, привлекая лучших в педвузы».

«Бизнес FM» спросила у директоров школ, сталкиваются ли они с нехваткой кадров. По их ответам понятно, что острый дефицит учителей характерен именно для регионов, особенно в школах, которые находятся за пределами крупных городов.

Оксана Шкатова, директор школы Гагаринского района Смоленской области:

«С каждым годом вакансий становится все больше и больше. Спасаемся за счет того, что те учителя, которые есть, работают не на одну ставку, а на полторы или две ставки. А так в целом, я думаю, на данный момент в моей школе три-четыре вакансии точно есть. Математика, русский, физика и иностранный язык. Молодые специалисты не идут, потому что низкая зарплата. Конечно, окончив высшее учебное заведение, с зарплатой 18-20 тысяч мало кто пойдет работать в школу, владея иностранным языком. Либо это частная школа, либо это какие-то предприятия, не знаю, коммерческие организации. Точно так же учителя математики-физики. Наверное, нет сейчас такого, чтобы учитель математики был отдельно: или математика-информатика, или математика-физика. Конечно, информатики востребованны и идут в другие отрасли даже с педагогическим образованием».

Ирина Бабурина, директор столичной школы № 117:

«Возможно, в регионах это действительно проблема, но в Москве, я могу судить по своей собственной школе, у меня уже много лет вакансий нет. Зарплата в Москве достойная, а за то, что учителя сверх делают, они получают дополнительную плату. Резко сократился поток бумажных всяких заполнений, таблиц и так далее, все это в руках делопроизводителей, с использованием МЭШ это вообще сократилось в разы. Единственное, я слышала, что есть эта проблема с учителями математического цикла, это учителя с хорошим стажем работы для работы в классах с углубленным изучением математики, скажем, в классах математической вертикали, потому что для того, чтобы работать в этих классах, нужно иметь соответствующий квалификационный уровень, не все учителя им обладают. Но в моей школе и в школах моих коллег в нашем межрайоне практически вакансий нет. Мы встречаемся каждую неделю на селекторах министра, этот вопрос у нас уже давно не стоит».

Константин Тхостов, директор петербургского лицея № 369, член Общественной палаты Санкт-Петербурга:

«И Москва, и Санкт-Петербург являются центром притяжения многих специалистов, в том числе и в области образования. Поэтому, безусловно, московские, петербургские школы в меньшей степени испытывают проблемы, которые на сегодняшний день актуальны для многих, если не сказать большинства регионов Российской Федерации. И вот здесь вопрос, конечно, к губернаторам тех регионов, которые, к сожалению, упустили то, что необходимо создавать конкурентные условия, для того чтобы ребята оставались в своих регионах и находили там конкурентные и по заработной плате, и по социальной повестке рабочие места. Вот здесь как раз на это нужно время и нужно терпение. Понятно, педагогическим вузам сейчас нужно оперативно перестраиваться с Болонской системы на специалитеты и формировать те самые учительские команды, которые вольются в первую очередь в свои регионы и не в последнюю очередь в те уголки, где учителя востребованы. С 2025 года мы приступим к специалитету, через пять лет мы получим первых специалистов в систему образования. К сожалению, потерпеть придется не год, не два, это довольно сложный процесс. Дай бог, чтобы опытные педагоги сохранились в системе».

Ранее сервис Superjob оценил дефицит учителей в России в 500 тысяч человек.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию