16+
Понедельник, 15 декабря 2025
  • BRENT $ 60.88 / ₽ 4854
  • RTS1083.29
26 июля 2025, 17:39 Общество

В школы пойдут студенты без диплома педагога

Лента новостей

Совет Федерации разрешил студентам старших курсов непрофильных вузов преподавать в школах и колледжах. Действительно ли этот законопроект поможет справиться с дефицитом учителей? И работают ли сейчас студенты в образовании?

Фото: Юрий Белинский/ТАСС

Cтуденты непедагогических направлений смогут стать учителями. В Совете Федерации разрешили нанимать на эти должности учащихся вузов, успешно окончивших три курса. Теперь преподавать в школах и колледжах можно будет сразу после третьего курса вуза, не имея профильного образования. Достаточно удачно сдать все сессии и углубленно изучать предметы из интересующей педагогической области. В Совфеде отметили, что такие меры направлены на снижение дефицита преподавателей в школах.

Так, студенты журфака смогут пойти преподавать литературу, а экономисты, например, могут попробовать стать учителями обществознания. При этом определять, достаточно ли студент компетентен для приема на работу или нет, будут сами работодатели.

При этом студенты и до принятия законопроекта активно работали в образовании, еще не получив диплом. Некоторые сразу после сдачи ЕГЭ становились репетиторами и даже заводили об этом блоги. Я сама на третьем курсе пару месяцев работала куратором в онлайн-школе и проверяла домашние задания детей, готовящихся к ЕГЭ по литературе. Когда меня принимали на работу, лишь узнавали, работала ли я раньше с детьми и на какой балл сама сдала экзамен. А один мой знакомый сначала устроился эсэмэмщиком в обычную государственную школу. Там спустя время ему предложили за дополнительную плату вести занятия в медиаклассах и учить детей писать новости.

С одной стороны, молодым учителям оказывается проще найти общий язык со школьниками и интересно преподнести образовательную программу, так как они еще не забыли, как сами готовились к ЕГЭ и сидели за партой. Да и просто больше разбираются в подростковой культуре. С другой стороны, небольшая разница в возрасте и отсутствие знаний, как грамотно выстраивать работу с детьми, может привести к проблемам с дисциплиной в классе. Об интеграции в педагогический коллектив молодых сотрудников и работе с почти ровесниками рассказывает студентка третьего курса факультета журналистики и преподаватель английского языка в колледже Елена Решетникова:

Елена Решетникова студентка третьего курса факультета журналистики, преподаватель английского языка в колледже «Я работаю сейчас в колледже, это негосударственная организация, организация частная, но, разумеется, с образовательной лицензией. Я конкретно там оформлена как самозанятая. Я преподаю английский язык, веду пары не полный день, так как я совмещаю это с учебой. У меня есть определенное количество групп, которым я преподаю. Я приезжаю в колледж очно, провожу вот эти вот пары, определенное количество в неделю, и уезжаю. Курсов профильного образования у меня нет, но здесь мне очень помогла поддержка именно организации. Изначально, когда я устраивалась только на работу, я проходила четырехнедельные курсы по методике преподавания, и, прежде чем я вышла непосредственно к своим студентам, у меня было несколько пробных занятий, то есть я сначала потренировалась. С преподнесением материала, с подбором каких-то заданий у меня особых проблем не было, но то, как ведут себя дети, то, как поддерживать с ними дисциплину, — достаточно тяжело, учитывая маленькую разницу в возрасте между нами, учитывая маленькое количество опыта у меня. Здесь помогают коллеги».

На дополнительное обучение молодых сотрудников, не педагогов по образованию, готовы пока только частные школы. В государственных между тем часто нет времени и возможности организовать полноценное обучение по работе с детьми для нового сотрудника.

Первокурсник педагогического сможет постепенно интегрировать в работу профильные знания по выстраиванию доверительных отношений с учениками, полученные в вузе. У студентов других направлений специальные предметы, а потому и навыки просто отсутствуют. Их подготовка к преподаванию может лишь осложнить работу школы, замечает директор санкт-петербургского лицея № 369, член Общественной палаты Санкт-Петербурга Константин Тхостов:

Константин Тхостов директор санкт-петербургского лицея № 369, член Общественной палаты Санкт-Петербурга «Любой студент, окончивший третий курс по инженерным специальностям непедагогического вуза, действительно обладает знаниями по физике, например, но он не обладает методикой преподавания школьного курса физики. Ребенку, например, 14 лет, у которого какая-то случилась жизненная ситуация, ему нужна в первую очередь не помощь учительская как носителя знаний, а помощь педагога как носителя умений по психологии, по различным критическим моментам, конфликтологии в том числе. Не надо затыкать дыры теми, кто, зная предмет, не знает, как его донести до ребенка. Я с удовольствием взял бы на работу студента второго-третьего курса педагогического высшего учебного заведения. Если речь идет о студентах педагогических вузов, — это идеальная модель. Если непедагогических — это усложнение процессов. Школа не может учить и детей, и студентов».

Студенты в школах, может, и займут пустующие учительские места. Но надолго ли хватит такой замены — вопрос. Человек, который изначально не выбрал преподавание своим призванием, вряд ли останется в школе надолго.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию