Формируя городскую айдентику
Лента новостей
Паблик-арт — важная часть визуального кода современных городов. Но верно ли утверждение, что арт-объекты, подчеркивающие айдентику того или иного места, правильнее и важнее, чем просто интересные арт-объекты?

В середине июля состоялся архитектурный хакатон «Культурный код исторических регионов на основе парковой среды», организованный национальным центром «Россия» и правительством ДНР и объединивший молодых архитекторов и студентов архитектурных вузов страны*. Итогом работы хакатона стали проекты обновления парков и концепции визуальных кодов, отражающие дух и атмосферу исторических территорий (конкретные объекты — парк «Патриот» (ДНР), городской парк города Молодогвардейска (ЛНР), центральная аллея города Скадовска (Херсонская область) и Мелитопольский городской парк культуры и отдыха имени Максима Горького (Запорожская область) — были определены организаторами проекта совместно с министерствами строительства регионов).
«Результаты хакатона будут объединены в четыре каталога с ландшафтно-визуальным анализом городов и морфотипов застройки. В издание также войдут конкретные проекты парков, разработанные участниками, и предложения студентов по созданию малых архитектурных форм на базе выработанного визуального кода регионов», — отмечается в официальном пресс-релизе.
Тема айдентики и визуального кода, который, по определению генерального директора НЦ «Россия» Натальи Виртуозовой, формирует человека, среду вокруг него и в конечном счете национальную идентичность, в последнее время постоянно на слуху. Эксперты считают, что само слово «айдентика» пришло из мира брендинга — графического дизайна на службе рекламодателей. И про айдентику редко говорят в применении к городскому дизайну или благоустройству. Точнее, редко говорили. А теперь архитекторы и дизайнеры, урбанисты и градостроители, чиновники и бизнесмены все активнее и активнее обсуждают, какую роль в формировании городской и региональной айдентики занимают географические и климатические особенности, историческое и культурное наследие, национальная самобытность, точки туристического притяжения etc.
Некоторые практические выхлопы не столько даже от самих этих обсуждений, сколько от стойкого понимания важности темы, выглядят весьма многообещающими. Из совсем свежих примеров — открытый конкурс для авторов современного искусства на участие в арт-резиденции «Номер с видом», который объявила российская гостиничная сеть Azimut Hotels. Как отмечают авторы проекта, это паблик-арт программа по развитию культурного ландшафта российских городов. Ее ожидаемый результат — «серия уникальных арт-объектов, каждый из которых будет отражать культурный код региона, являться символом его ценностей и традиций. Подчеркивая айдентику различных регионов страны, новый проект объединяет сферы искусства и гостеприимства».

Творческими и рабочими пространствами для художников станут отели сети Azimut Hotels. Три победителя конкурса получат возможность создать, по сути, новые городские достопримечательности в Нижнем Новгороде, Астрахани и Мурманске.
По мнению куратора проекта, искусствоведа и исследователя российского уличного искусства Анастасии Прониной, «арт-резиденции задуманы как место, которое помогает изменить точку зрения, что всегда способствует творческим процессам. Резиденты меняют место жительства, и вместе с этим меняется восприятие мира вокруг. Совершенно логичным местом для размещения арт-резиденций являются отели с их настроением отдыха, авантюризма, жажды приключений и предвкушения неизведанного».
Как рассказал в беседе с Бизнес ФМ генеральный директор Azimut Hotels Максим Бродовский, «идея нового проекта в том, чтобы вынести искусство за границы отеля, а также подчеркнуть масштаб страны с ее многообразием культур. На первом этапе мы выбрали три города, характеризующие север, юг и центральную часть России. В дальнейшем планируем масштабировать проект на все города присутствия сети».
— Azimut Hotels инвестирует в проект арт-резиденций 5-10 млн рублей в этом году. Помимо расходов на проезд и проживание, мы выплачиваем грант каждому художнику в размере 200 тысяч рублей и берем на себя техническую реализацию проекта — это основная часть затрат. И мы не рассчитываем на получение прямой экономической выгоды — это в первую очередь просветительская инициатива, призванная показать аутентичность регионов, масштаб нашей страны с ее культурным и этническим многообразием. Также этот проект — про возможности для творческой реализации: мы предоставляем современным художникам площадку, а в ответ ожидаем получить яркие, запоминающиеся инсталляции. Эти работы могут как напрямую влиять на туристическую привлекательность города, так и стать предметом гордости местных жителей. Ведь арт-объекты пользуются большой популярностью в любом городе — и среди туристов, и среди горожан: их фотографируют, выбирают как место для встреч, включают в экскурсионные маршруты. C 2021 года мы развиваем направление Azimut Art, в котором действуют различные программы поддержки современного искусства. Например, в отеле на Смоленской площади можно увидеть светодинамическую композицию «Кинематика света», во Владивостоке — коллекцию картин современного искусства, в Переславле-Залесском группа мастеров создала для нас несколько арт-объектов на территории парк-отеля. Но если раньше многие наши объекты находились внутри и были доступны только нашим гостям, то сейчас хочется сделать искусство доступным каждому.
— Да, но почему, по вашему мнению, арт-объекты, подчеркивающие айдентику того или иного места, правильнее и важнее, чем просто интересные арт-объекты?
— Мы живем в стране с самой большой численностью народов, культур, обычаев, и уже почти в 50 российских городах присутствуют объекты сети Azimut Hotels — от Калининграда до Владивостока. Мы видим, что в любом уголке России гости в первую очередь ищут айдентику региона: на ресепшене просят порекомендовать рестораны с местной кухней, спрашивают, что купить и увидеть нетипичного. Поэтому для нас проект арт-резиденций — это возможность через образы познакомить гостей с душой города и самим выразить свое уважение к региону, его традициям.
— Территории вокруг новых арт-объектов — насколько они будут связаны с вашими отелями и будет ли сама сеть участвовать в их развитии?
— Одно из условий проекта — создание арт-объекта на прилегающей к отелю территории. Авторы по согласованию с отелем могут задействовать фасад, козырек здания, лестницу, парковку, территорию перед гостиницей или другие пространства, но так, чтобы это не мешало пешеходному потоку. После того как арт-объекты будут установлены, отели становятся их полноправными хранителями. И, что важно, наши управляющие с огромным энтузиазмом поддержали эту инициативу, активно включившись в работу с первых дней. Да и художники проявили заинтересованность: на конкурс мы получили более 150 заявок, среди них как уже известные в уличном искусстве художники, так и новые имена. Нам хочется не только посотрудничать с известными авторами, но и, возможно, открыть новые имена.
По словам министра архитектуры и градостроительства Сахалинской области Алексея Ракитского, «термин local identity пришел с Запада и подразумевает четкое понимание места, в котором находишься. Это важно для исторических зон с высокой антропогенной нагрузкой, но в западном контексте. Однако, перенимая эту модель, мы порой забываем: русская идентичность требует более глубокого осмысления. Речь не о малых архитектурных формах, а о больших нравственных ценностях». Продолжим.
* Есть в распоряжении Бизнес ФМ
Рекомендуем:




Рекомендуем:


























