16+
Суббота, 6 декабря 2025
  • BRENT $ 63.86 / ₽ 4859
  • RTS1122.46
14 октября 2025, 01:53 Политика

США и Китай могут начать торговую войну на взаимное истощение. Комментарий Георгия Бовта

Трамп заявил о возможности введения 100%-ных пошлин против китайского импорта

Лента новостей

Китай и США, похоже, выходят на новый виток эскалации торговых войн, уже обменявшись рядом взаимных экономических ограничений. Кто больше пострадает от них, разбирался Георгий Бовт

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Обострение произошло на фоне заявления Дональда Трампа о том, что он введет 100-процентные дополнительные пошлины на китайский импорт в США. Также он поставил под сомнение возможность своей встречи с председателем КНР Си Цзиньпином в Южной Корее, где с 31 октября по 1 ноября пройдет саммит АТЭС. Это вызвало самое резкое за последние полгода падение мировых фондовых рынков. Рыночная стоимость только американского рынка за один день рухнула на 2 трлн долларов. Особенно тяжело пришлось рынку криптовалют. В воскресенье Трамп смягчил тон. «Не беспокойтесь о Китае, все будет хорошо! Уважаемому председателю Си только что пришлось несладко. Он не хочет, чтобы его страна погрузилась в депрессию, как и я», — написал он в соцсети Truth Social. Что происходит?

Пекин отреагировал на резкие заявления Трампа, обвинив его в «двойной морали». Сейчас китайские товары облагаются тарифами США в 30%, а Китай применяет пошлины на товары из США в 10%. В случае реализации угрозы Трампа товары из Китая попадут под пошлины в 130%. 10 ноября истекает срок, когда торговые переговоры должны завершиться, и накануне этой даты обе стороны повышают ставки. Угрозы Трампа стали ответом на введенное накануне Пекином ужесточение контроля за экспортом редкоземельных металлов, притом что КНР контролирует от 70% до 90% их мирового рынка. Теперь любая компания должна получить лицензию Китая на экспорт определенных продуктов, более 0,1% стоимости которых составляют редкоземельные металлы. Пекин также расширил список редкоземельных элементов, подлежащих экспортным ограничениям, запретив их использование иностранными военными компаниями. Порог в 0,1% не затронет большинство потребительских товаров, таких как ноутбуки и смартфоны. Зато таким компаниям, как Boeing, которые имеют в том числе военное производство, может быть отказано в доступе к редкоземельным металлам даже в гражданских целях.

Ограничения коснутся пяти редкоземельных металлов — гольмия, европия, иттербия, тулия и эрбия, а также некоторых литиево-ионных аккумуляторов, графитовых анодов, синтетических алмазов и оборудования для их производства. А еще Министерство торговли Китая объявило, что с 14 октября суда из США, заходящие в китайские порты, будут облагаться дополнительным сбором. Эта мера стала ответом на аналогичные шаги США, введенные еще при администрации Джо Байдена. С этого же дня сбор будет взиматься и с китайских судов, прибывающих в американские порты. Трамп в ответ пригрозил не только дополнительными 100-процентными тарифами, но и ограничением экспорта программного обеспечения в Китай и даже ограничениями на поставки запчастей для эксплуатируемых в Китае самолетов Boeing.

В американо-китайскую торговую войну, которая наиболее остро протекает в сфере производства чипов и искусственного интеллекта, вмешалось правительство Нидерландов. Правительство страны взяло на себя часть управленческих функций в компании Nexperia, производителе чипов, принадлежащей китайцам. Она не сможет передавать активы или нанимать руководителей без одобрения правительства Нидерландов. Штаб-квартира Nexperia находится в Неймегене, на северо-востоке Нидерландов, компания является важнейшим поставщиком чипов для европейской автомобильной промышленности.

Китай в ответ на угрозы Трампа не намерен отступать и грозит ввести такие же высокие пошлины на американский импорт в КНР. Под воздействием неурегулированных споров Пекина и Вашингтона объемы американо-китайской торговли и так уже заметно падают. По данным китайской таможни, экспорт в США в сентябре снизился на 27% в годовом исчислении, до 34 млрд долларов. И это на фоне роста общемирового экспорта Китая на 8%. В основном прирост идет за счет стран Азии и вообще Глобального Юга. В отношениях с Россией, кстати, объемы китайского экспорта тоже упали — примерно на 9% год к году.

В отношениях Вашингтона и Пекина началась типичная война нервов в расчете на то, что оппонент дрогнет первым. На самом деле обе стороны хотели бы отойти от края пропасти полномасштабной торговой войны и готовы будут в последний момент все же договориться. В том числе Трамп не отказался до конца от переговоров с председателем Си на саммите АТЭС. При этом в Америке, говоря словами вице-президента Вэнса, считают, что у них «больше карт на руках». Все-таки внутренний спрос в Китае недостаточно силен, чтобы компенсировать падение экспорта в США, который как рынок сбыта для Китая пока все же незаменим. Даже при увеличении общемирового объема китайского экспорта все остальные страны не смогут компенсировать утрату рынка США. К тому же с Европой тоже, как видим, есть свои проблемы.

Китайские переговорщики проявляют пока больше смелости, настаивая на кардинальной перезагрузке торговых отношений, включая полную отмену пошлин и экспортного контроля передовых технологий. Последнее было бы особенно в интересах Пекина. Однако под давлением Трампа отступать китайцы не намерены. «Потеря лица» видится хуже, чем любые экономические убытки. И в Пекине, видимо, рассчитывают, что Китай сможет выдержать любые новые американские пошлины дольше, чем США будут готовы мириться с ограничениями на редкоземельные металлы. Так что торговые войны тоже бывают на взаимное истощение.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию