16+
Пятница, 5 декабря 2025
  • BRENT $ 63.21 / ₽ 4865
  • RTS1093.82
23 октября 2025, 21:47 Стиль жизниКультура

В РАМТ поставили спектакль о человеческих страстях на фоне войны

Лента новостей

Спектакль «Игра интересов» — творческий эксперимент художественного руководителя театра Алексея Бородина. В постановке объединены две разные по духу пьесы — испанская комедия и британская военная драма, превращенные в единое размышление о человеческих страстях, выборе и цене жизни

Показ спектакля «Игра интересов» перед премьерой в РАМТ.
Показ спектакля «Игра интересов» перед премьерой в РАМТ. Фото: Дмитрий Белицкий/АГН Москва

Испанский фарс и окопная правда: в РАМТ прошла премьера «Игры интересов». Худрук театра Алексей Бородин объединил в спектакле две, казалось бы, несочетаемые пьесы — комедию испанского драматурга и британскую военную драму. В этом рождается новая история о вечных человеческих страстях и испытаниях.

Идея спектакля — соединить легкомысленную комедию дель арте с мрачной окопной правдой — смелый творческий эксперимент. На основной сцене разворачивается действие пьесы испанского драматурга Хасинто Бенавенте-и-Мартинеса «Игра интересов» — остроумной сатиры на человеческие пороки. Совершенно иная тональность у драмы «Конец пути» британца Роберта Шерриффа — правдивого свидетельства о поколении, перемолотом Первой мировой. Ее действие развивается на заднике, первое время скрытом картиной, среди груды камней и серого фона. Два мира, два времени, две правды.

Режиссером и автором инсценировки выступил худрук РАМТа Алексей Бородин. В 84 года он не просто продолжает работать, а бросает себе и зрителю вызов, выбирая сложный, неочевидный материал и продолжая искать новые формы высказывания. Продолжает Алексей Бородин:

Алексей Бородин худрук РАМТ «Мне кажется, вообще театры под девизом «ноу-хау» должны существовать. Меня как-то эти две пьесы затронули, и у меня вот пришла эта мысль такая шальная, что в то время, как происходит суета сует, в это же самое время происходят какие-то драматические ситуации с другой стороны. Это, мне кажется, очень важно сегодня нам понимать, и драматическая часть — тоже игра чьих-то интересов, которыми людям приходится жить. Поэтому вот я решился на такой шаг».

Само по себе желание мастера выйти за рамки привычного и создать нечто новаторское вызывает глубокое уважение. Но выбранный композиционный подход вызывает вопросы. Чередование фрагментов испанской комедии и военной драмы через равные временные промежутки создает ощущение предсказуемости ритма и воспринимается несколько механично.

Возможно ли было найти более органичный способ соединения этих двух миров? Безусловно. Теоретически можно было бы создать напряженный диалог между эпохами и стилями, где фарс и трагедия проникали бы друг в друга, обнажая ту самую общую идею о человеческих страстях и социальных механизмах — то, что связывает эти, казалось бы, разные пьесы. Чувствуется, что режиссер стремится сказать нечто важное о вечных ценностях, но современному зрителю, привыкшему к другому визуальному языку, порой бывает сложно уловить этот импульс.

«Игра интересов» и «Конец пути» написаны с разницей почти в двадцать лет — 1907 и 1928 годы. Возможно, именно временной разрыв между эпохой создания пьес и сегодняшним днем создает дистанцию в восприятии. О связующей нити рассуждает актер Максим Керин:

Максим Керин актер «Общий знаменатель, наверное, как и у всех в нашей жизни, — это собственный интерес. Сверхзадача, мне кажется, главная идея нашей работы — в том, какая градация у этого интереса. Есть интерес купить себе новое платье, выбить должность или как-то обновить интерьер у себя в 15-комнатной квартире, например, либо выжить, спасти кого-то, не дать человеку умереть от голода. И мне кажется, вот эти две крайности (почему фарс, да, такой) должны дать зрителю ощущение, мы смеем надеяться на это, что найдется по выходе из зрительного зала некий баланс, что, может быть, я и в трехкомнатной нормально посуществую. Может быть, надо себя ограничить в каких-то вещах, чтобы остаться человеком, — в том понятии человека, которое мы все пытаемся достойно нести».

Тем не менее сама постановка становится важным культурным жестом — напоминанием о том, что театр может и должен быть пространством для экспериментов. Это размышление о том, как разные поколения художников осмысливают одни и те же вечные темы, и о том, что каждая такая попытка, даже небесспорная, ценна сама по себе.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию