Так ли просто заблокировать лишние сим-карты на «Госуслугах»?
С 1 ноября действует лимит на количество сим-карт на один паспорт
Лента новостей
Слушатели Бизнес ФМ сталкиваются с непроработанностью процедуры блокировки лишних и чужих сим-карт. Статусы на «Госуслугах» не совпадают с реальным числом карт, информация обновляется неделями, а сотовые операторы блокируют сим-карты по своему усмотрению

Обновлено в 13:05
С этого месяца для физлиц в России стал действовать лимит на количество сим-карт — не больше 20 симок на один паспорт. Для иностранных граждан — не больше десяти. От лишних надо отказаться на портале «Госуслуги». В случае превышения лимита мобильные операторы должны прекратить обслуживание по всем оформленным на абонента номерам, сообщило Минцифры.
Слушатель Бизнес ФМ рассказал, что оказалось не так просто заблокировать сим-карты через «Госуслуги». Он обнаружил, что ему были навязаны симки двух операторов, с которыми он не заключал договор, и попытался заблокировать эти номера на «Госуслугах». Портал написал, что услуга по блокировке оказана, но на самом деле сим-карты остались незаблокированными.
С этим столкнулся главный научный сотрудник Института проблем управления Российской академии наук, профессор МФТИ Николай Коргин:
Николай Коргин главный научный сотрудник Института проблем управления Российской академии наук, профессор МФТИ «8 сентября мне стали приходить на все телефоны «Билайн» моей семейной группы — а у меня вся семья на компании «Билайн» — сообщения о том, что у меня избыток сим-карт и для того, чтобы избежать блокировки телефонов, нужно закрыть лишние. Я выяснил, что можно на «Госуслугах» посмотреть, какие сим-карты на меня зарегистрированы. Ну и с любопытством обнаружил, что помимо тех сим-карт, которые действительно я регистрировал на себя, на меня зарегистрировано 20 карт МТС и еще одна карта Yota. «Госуслуги» предлагали мне либо заблокировать эти карточки, либо отправить заявления в компании. Так как не я открывал эти карточки и отправлять заявление, что прошу их закрыть, я не посчитал правильным, я обратился в офис компании МТС, они мне сразу предоставили готовую форму. У них такая была — заявление о непричастности к договору, где я указал все 20 сим-карт, и со мной пообещали связаться буквально через два дня и сказали, что все, конечно, мы вам закроем. И такое же заявление о непричастности я сделал с компанией Yota. После чего на «Госуслугах» я попробовал заблокировать карточки. Ну, вроде все вышло достаточно, на первый взгляд, здорово. То есть послал заявление на блокировку, там подтверждение по СМС, подтвердил по СМС блокировку. И когда я перешел к заявлению о блокировке второй карточки, система «Госуслуг» сработала так, как я будто бы ошибочно ввожу вот этот код из СМС, увеличив время ожидания. Таким образом, я сумел оформить заявление на блокировку четырех карточек. При этом время ожидания постоянно росло и уже грозило вырасти до, условно говоря, суток. Поэтому я обратился в службу техподдержки «Госуслуг» с вопросом, как мне быть. Потому что мне надо послать заявление на блокировку нескольких сим-карт. Техподдержка «Госуслуг» не сумела мне ничего внятного ответить. Более того, сами карточки не были заблокированы и 19 сентября, когда я уже не сумел добиться никакого вменяемого ответа ни от МТС, ни от Yota, которые мне сказали, что, когда надо, мы с вами свяжемся, и все. И никакой больше обратной связи от них не было. Соответственно, я оформил заявление в МВД с просьбой разобраться в проблеме незаконного использования моих персональных данных этими компаниями и попытался повторно послать заявление на блокировку сим-карт. Опять заявления были приняты на «Госуслугах». У меня значится, что услуга оказана. Я могу сделать скриншот. Но никакой блокировки сим-карт не произошло. То есть, по моему мнению, на первый взгляд инфраструктура тех же «Госуслуг» подготовлена к тому, чтобы решать проблему с вот этими незаконно оформленными лишними сим-картами. Но на поверку оказалось, что ничего сделать нельзя. Ну а в МВД вообще хмыкнули и сказали мне — ну давайте напишите заявление, все равно этим никто не будет заниматься. Никаких сигналов из МВД о том, что мое заявление рассматривается, у меня также нет».
Следующий случай. Давид — индивидуальный предприниматель. У него были 32 сим-карты, в основном корпоративные. К середине октября он переоформил симки на сотрудников, но на «Госуслугах» информация не обновилась. Там все еще висит предупреждение, что лимит в 20 сим-карт превышен. И вот сегодня один из мобильных операторов — «Т-мобайл» — уже заблокировал ему номер, в СМС не приходят банковские коды.
Продолжает Давид:
— Мне пришло за несколько дней уведомление в «Госуслугах», что у кого больше 20 номеров, будут блокировать эти номера и пока не будет меньше 20, разблокироваться не будут номера. Плюс еще «T-мобайл» мне писал об этом еще в начале месяца. В начале месяца я начал постепенно снижать карты, потому что на меня было 32 карты оформлено. У меня еще и ИП, и много рабочих телефонов было на меня оформлено. Через неделю-две мы перевели большинство симок на сотрудников. На текущий момент у меня было подключено 11 телефонных номеров, в «Госуслугах» их нет. То есть раньше показывало общее количество личных и корпоративных сим-карт — 32. А сейчас строчка вот эта в «Госуслугах» 11 показывает. То есть они, с одной стороны, видят эту информацию, что номеров на меня не оформлено, но, с другой стороны, плашечка, что больше 20 номеров оформлено, есть. И вот там что-то сломалось, и из-за этого они передают данные сотовым операторам, а особо рьяные, которые хотят следовать законам, блокируют по данным от «Госуслуг». Я начал в первых числах октября уже вопросом заниматься, и через две недели у меня уже к 15-му числу было 11 симок. Пару недель у меня висела эта информация, что у меня больше 20 номеров, но по факту их в «Госуслугах» и не было. И я писал в службу «T-мобайл» не блокировать. И скрины даже скидывал, но, видимо, это особо не повлияло на них. И вот заблокировали номер.
— «T-мобайл» — это ваша основная сим-карта?
— Нет, не основная, вторая, но в любом случае я 50 на 50 где-то общаюсь, где и «T-мобайл», и другая Tele2. То есть, если какие-то там действия мне с банком сейчас нужно сделать, мне, чтобы войти с компьютера, личным кодом уведомления не приходят. То есть хорошо, что есть авторизация на телефоне, уже готовая, но это все равно неудобно. Если бы это была моя основная карта, которая не для исходящих звонков была, а друзья бы звонили, я бы для них потерялся. Но так как я использую в основном этого оператора для звонков, которые мне не суперважны, я сейчас оказался без удобного телефона, который не жалко давать кому-то налево-направо. Я успел перенести номера. То, что блокируются номера, мне вчера не сообщали. Вчера был рабочий день, и вроде все нормально. Там просто другой оператор был у меня. На текущий момент даже с этой плашкой у меня работает Tele2, МТС работает, а вот «T-мобайл» почему-то не работает.
Генеральный директор «ТМТ Консалтинг» Константин Анкилов считает, что накладки возможны из-за того, что это новая ситуация для всех участников, и в случае соответствия требований законодательству частные вопросы операторы будут решать максимально оперативно, поскольку в их интересах сохранить клиента:
Константин Анкилов генеральный директор «ТМТ Консалтинг» «Понятно, что это из сферы, скорее всего, IT, вопрос информационных технологий и взаимодействия систем. Но у оператора прямой интерес, чтобы максимум сим-карт сохранялся, потому что каждая сим-карта — это деньги для операторов связи, это их бизнес. Будем надеяться, что они быстро эту проблему локализуют и решат. Здесь можно говорить только о том, чтобы те, кто с этим сталкивался, сразу же обращались к операторам связи, чтобы сигналы были, чтобы, если они единичные, в индивидуальном порядке операторы с ними разбирались. А если это системная проблема, то у них будет уже определенный массив данных для того, чтобы вопрос решать системно. Будут ли операторы делать это в ручном режиме в каждом индивидуальном случае — теоретически, да, и мы видим, что операторы у нас в условиях весьма высокой конкуренции нацелены на то, чтобы проблемы абонентов по возможности решать. Оператор здесь находится между своим прямым бизнес-интересом и необходимостью соответствовать законодательству. Но здесь абонент может предъявить со своей стороны подтверждение, что закону он следует, потому что информация есть на конкретном и доступном ресурсе госуслуг. Поэтому очень надеемся, что оператор будет идти навстречу, и возможности у него такие есть, это не автомат, который просто блокирует, и все. Но ситуация новая. Понятно, что регулирование не мгновенно подстраивается, поскольку задача в том, чтобы обстоятельно взвесить последствия новых инициатив и, соответственно, реагировать, но здесь есть другие факторы. Это воля и здравый смысл. И если все стороны соблюдают законодательные требования, а в данном случае очевидно, что это такие ситуации, тогда вопрос должны решить. А простой мобильного номера у частного пользователя — это проблема, а в бизнесе это еще и потеря денег».
С Константином Анкиловым согласен и руководитель проекта «Технологии» «Российской газеты», эксперт РОЦИТ Олег Капранов. Он также призывает пользователей подождать неделю, чтобы дать время операторам разрешить все возникшие случаи:
— Я думаю, что по большей части это технический момент, связанный с тем, что система заработала, и мы всегда говорим о том, что надо смотреть практику, то, как будет работать механизм. Потому что одно дело, когда это какие-то тесты ограниченные, локальные, другое дело, когда механика начинает работать в масштабах всей страны. Всегда возможны какие-то сбои, какие-то непрогрузки данных. Если обратная связь будет доходить до профильных ведомств и до операторов, я думаю, этот механизм отладят, потому что операторы сами себе не враги и им блокировать оказание услуг абонента нет никакого резона, они деньги теряют. Кстати, это небольшой пул абонентов, у которых было несколько сотен, несколько тысяч сим-карт, и, конечно, вот такие абоненты вызывали серьезные вопросы. Но абонент, у которого 30 сим-карт, это очевидно не тот случай, это действительно, к сожалению, та практика, которая была в последние годы, когда в компаниях на физлицо, на владельца заводились все контракты, потому что был очень серьезный разрыв в тарифах на оказание услуг между «физиками» и юрлицами. Но это случай добросовестного использования сим-карт, это не сим-боксы, это не какие-то мошеннические действия.
— Ситуация разнится от одного оператора к другому. Вот тот же «T-мобайл» все равно заблокировал, но другой оператор вот так не поспешил.
— Если мы говорим про «T-мобайл», то это же в базе своей виртуальный оператор, который сидит на чужой инфраструктуре, который, соответственно, сам не вполне управляет этими процессами. И там есть еще смычка между оператором, который оказывает эти виртуальные услуги, и оператором, на инфраструктуре которого он сидит. То есть там тоже могут быть ситуации.
— Напомните об инфраструктуре «T-мобайл».
— А там Tele2. А Т2 начали тестировать эту историю даже немножко заранее, как сообщалось в интернете. Поэтому я думаю, что здесь довольно много подводных камней, которые сейчас, в первые дни эксплуатации системы и принятия этих мер понуждения, начнут вылезать. Думаю, что за неделю они эту историю отработают.
Закон о лимите числа сим-карт, зарегистрированных на один паспорт, вступил в силу в субботу, 1 ноября.
Рекомендуем:




Рекомендуем:



















