Маркетплейсы в 2026 году ждут большие изменения
Лента новостей
Минэк собирается интегрировать платформы с государственными информационными системами и ужесточать правила возврата товаров для недобросовестных покупателей. Также необходимо решить вопрос с комиссиями, которые взимают платформы с селлеров, — так считают уже в администрации президента

Минэк рассказал, как будет регулировать маркетплейсы в следующем году. Речь, в частности, идет об интеграции платформ с государственными информационными системами, а также о борьбе с недобросовестными покупателями. Что думают об этом эксперты и участники рынка электронной коммерции?
О планах ведомства в отношении маркетплейсов рассказал в ходе Дня платформенной экономики глава Минэкономразвития Максим Решетников. Одной из проблем, которую предстоит решить, он назвал «недобросовестные практики потребителей в пунктах выдачи заказов». Министр отметил, что наемные работники в ПВЗ не всегда защищают интересы продавца и площадки. Или, говоря по-простому, оформляют все возвраты подряд, включая испорченные и поврежденные самим покупателем товары. Все это, по словам Решетникова, оборачивается убытками для производителей и продавцов, которые они вынуждены закладывать в цену. Совсем по-другому видит проблему возврата товаров владелец ПВЗ Wildberries в Москве и Сочи Илья Чижиков:
Илья Чижиков владелец ПВЗ Wildberries в Москве и Сочи «Необходимо возвращать все товары по заранее одобренным заявкам от продавца, чтобы пункты выдачи не страдали финансово от возвратов этих товаров, потому что очень большое количество удержаний, штрафов и списаний получают пункты выдачи как раз за прием товаров из дома либо после примерки, на которых есть какой-либо брак. В принципе это где-то около 10, наверное, процентов, может быть, 15% в некоторых случаях, прибыли пункта выдачи уходят на всевозможные штрафы, списания, удержания и так далее, связанные непосредственно с возвратом товаров».
Замруководителя администрации президента Максим Орешкин в ходе Дня платформенной экономики заявил, что необходимо решить вопрос с комиссиями самих платформ, который «вызывает острую негативную реакцию в обществе». Это действительно проблема для селлеров, говорит Леонид, который продает на Ozon электросамокаты:
«Главная проблема маркетплейсов — это монополизация рынка. Куда смотрят ФАС и налоговая — мне вот вообще непонятно. Все услуги маркетплейсов в процентах поднимаются каждый год. Это же прямая инфляция. Дошло до того, что сейчас 60% стоимости товара на маркетплейсах — это комиссия маркетплейсов. Например, за 2024 год у Ozon оборот 2,7 трлн рублей. С этого оборота все селлеры заплатили 6% налога. Государство говорит, что с 2026 года будет платить вообще 13%, а Ozon за 2024 год заплатил 4 млрд налогов, это же 0,1% от их оборота. Куда они девают деньги?»
Еще одной задачей на следующий год глава Минэка назвал интеграцию маркетплейсов примерно с десятью государственными информационными системами, включая Роспатент. На самом деле такая интеграция уже существует, рассказали Бизнес ФМ в пресс-службе Ozon:
«С 2021 года маркируем товары, прошедшие проверку Росаккредитации. Для медизделий проверяем регистрационные удостоверения перед созданием карточки. Сейчас проверяем вручную, но автоматизируем процесс через систему контроля товаров с маркировкой. В стране таких реестров много. Продавцы будут самостоятельно размещать на них ссылки в соответствии с новым законом, а платформа — проверять их перед публикацией товаров. Ключевая задача здесь — автоматизировать такие интеграции».
Представитель объединенной компании Wildberries-Russ Дмитрий Борщевский сообщил Бизнес ФМ, что платформа уже взаимодействует с основными госреестрами, содержащими сведения о сертификатах, декларациях и иной разрешительной документации на товары, а крупнейшие цифровые платформы демонстрируют готовность к дальнейшему саморегулированию:
Дмитрий Борщевский представитель объединенной компании Wildberries-Russ «Wildberries инициативно участвует в эксперименте с Росаккредитацией. Более 20 млн товаров уже прошли верификацию ведомства — ссылки на сертификаты или декларации о соответствии загружены в карточки товаров, что подтверждает их безопасность. Также мы соблюдаем требования обязательной маркировки по системе «Честный знак» — наличие соответствующего кода на товаре проверяется при приемке продукции на склад. Что касается вопроса недобросовестного поведения покупателей в пунктах выдачи, то вопрос взаимоотношений всех сторон платформенного бизнеса, на наш взгляд, требует комплексного подхода, а задача маркетплейса как цифрового посредника — создать условия для такого взаимодействия участников платформы, при котором будет соблюден баланс интересов каждого из них».
О том, кто и что получит в результате такой интеграции, говорит гендиректор консалтинговой компании GoOmni Ефим Алдухов:
Ефим Алдухов гендиректор консалтинговой компании GoOmni «Если мы говорим про покупателей, то эти интеграции делаются для гарантии качества, для того чтобы продукция обладала всеми необходимыми сертификатами, проходила необходимые режимы контроля и так далее. Со стороны государства эти все мероприятия в значительной степени нацелены на борьбу с контрафактной продукцией, которая присутствует на рынке в том числе. И основная цель здесь достаточно простая и понятная — это повышение собираемости налогов».
Отдельным вопросом при взятии на себя крупнейшими представителями платформенного бизнеса обязательств по проверке товаров на качество и наличие разрешительной документации является ситуация с зарубежными, в основном китайскими селлерами, которые российскому законодательству не подчиняются. Они могут не получать российских сертификатов на товары, демпингуя в цене. И в настоящий момент этот вопрос простого ответа не имеет, считает президент АКИТ (Ассоциация компаний интернет-торговли) Артем Соколов:
Артем Соколов президент АКИТ (Ассоциация компаний интернет-торговли) «Пока наше законодательство не предполагает, конечно, того, чтобы китайские селлеры проходили еще и российскую сертификацию. Ну, предполагается, что они у себя эти сертификаты получили в Китае. То есть если их продукция требовала сертификации, то они, соответственно, подтвердили это качество внутри своей страны. Речь, естественно, идет про штучные продажи. То есть, если мы будем сертифицировать каждую единицу присылаемой нам посылки из Китая, каждую единицу товара, я боюсь, что никаких мощностей не хватит. Поэтому пока такие вопросы действительно есть, они остаются открытыми».
Пока Минэк планирует регулирование платформ, платформы решили отрегулировать себя сами. Wildberries, Ozon и «Авито» подписали меморандум о добросовестных практиках платформ. Документ закрепляет добровольное принятие маркетплейсами обязательств по досрочному исполнению отдельных требований закона о платформенной экономике, который вступит в силу 1 октября следующего года. «Яндекс» и «Сбер» меморандум не подписали.
Рекомендуем:




Рекомендуем:




















