16+
Вторник, 16 декабря 2025
  • BRENT $ 59.24 / ₽ 4707
  • RTS1100.27
15 ноября 2025, 19:43 Компании

«Справедливая Россия» предлагает ограничить сетям долю товаров под собственной торговой маркой

Лента новостей

Бизнес ФМ спросила у представителей пищевой промышленности и ретейла о плюсах и минусах СТМ, а также предлагает обсудить это в ходе очных дебатов в программе «Спорная тема», которая выйдет в эфир в воскресенье, 16 ноября, после 16 часов

Фото: Михаил Метцель/ТАСС

Депутаты от «Справедливой России» в Госдуме внесли предложения по изменениям закона о торговле. Среди прочего они предлагают ограничить долю товаров под собственной торговой маркой в сетях. Бизнес ФМ спросила у представителей пищевой промышленности и ретейла, что они об этом думают:

Заместитель председателя правления «Руспродсоюза» Дмитрий Леонов:

«Выгода заключается в том, что можно попасть на полку сети, и на этом все плюсы для производителя заканчиваются. Сеть развивает именно свою торговую марку, и производителю, когда он фокусируется на ее развитии, потом сложно поменять адресата производства. СТМ может занять у него 30-50%, и после такой загрузки, если сеть отказывается с ним работать, это гарантия банкротства компании. Получается, что, если сеть доминирует в таких отношениях, это взаимодействие идет на нижней грани маржи для производителя, то есть ретейлеры требуют минимально возможную закупочную цену. Кроме этого, у производителя становится меньше маневра, отсутствует узнаваемость его бренда, и потребитель не увидит, не узнает, кто изготовил товар, и не будет формироваться лояльность к бренду производителя. Дальше — сложно управлять изменениями по производству. Сеть дает техническое задание, от рецептуры до упаковки, до ее маркировки, и возможность себя проявить в лучшем качестве ограниченна. Минусы также есть для потребителя, все-таки у производителей их ключевая компетенция — это развитие новых продуктов, соответственно, вряд ли будут качественные и инновационные рецептуры для создания частных марок торговых сетей. И, поскольку сегодня производство идет на одном предприятии, завтра на другом, то покупатель может почувствовать нестабильность качества продукта. В некоторых категориях сеть совершенно спокойно может сказать, что если вы не будете делать для нас собственную торговую марку, то мы сильно ограничим и выбор ваших брендов тоже. Соответственно, для покупателя будет меньше выбора возможных брендов на полке».

Председатель правления Национального союза мясопереработчиков Юлия Панферова:

«Во-первых, СТМ дает гарантированный объем продаж стабильно. Сети закупают СТМ обычно на долгосрочную перспективу, и это дает производителю стабильную загрузку мощностей, ну и более-менее предсказуемый доход. Также обычно производитель, входя в СТМ, экономит на маркетинге и рекламе, эти расходы несет сеть, а производитель фокусируется только на производстве, потому что каждая сеть, выводя СТМ, оговаривает рецептуры и вводит жесткие штрафы за нарушения. Для небольших производителей контракты с федеральными сетями — это возможность выйти на новый уровень, на федеральный, повысить свою экспертизу в технологиях, заработать репутацию. Минусы тоже есть, обычно СТМ — это крупные контракты, и зависимость производителя от объема производства иногда бывает колоссальная. И если вдруг крупная сеть решит разорвать с тобой контракт по той или иной причине, тогда производитель, во-первых, остается с огромными неиспользуемыми мощностями, зачастую построенными под этот контракт, и обычно у сети несколько марок в низком сегменте, в среднем сегменте и в премиальном сегменте. Как этот закон будет приниматься, как будут отслеживать, сколько марок у сетей?


Председатель совета директоров и директор по стратегическому развитию «Лебедянь-молоко» Игорь Кремнев:

«Когда частная торговая марка, ты непосредственно согласуешь под сеть, там значительно ниже твоя маржинальность, но тебе сеть гарантирует конкретные объемы, и ты производишь чисто под них после проведения тендера. Плюсы своей торговой марки — это узнаваемость, лояльность потребителя к бренду и некая независимость от своего торгового контрагента. Минусы частной торговой марки, что сегодня провели тендер, кто-то дал значительно дешевле цену, и у тебя объемов нет, ты стоишь. Сети много издержек принимают на себя, но в то же время очень жестко относятся к ценообразованию, ты должен давать на эти продукты по частной торговой марке лучшие цены. Если говорить про общепринятые продукты, как молоко питьевое, кефир, творог, здесь большим производителям просто догрузить линии, а маленьким — шанс войти на рынок, как-то начать что-то производить, но в то же время это и проблема, потому что, если они новенькие, и они начинают выгружаться с частной торговой маркой, то рентабельность их производства будет крайне низкая, и они могут попасть в ловушку, когда проведется очередной тендер, все твои продажи завязаны на частную торговую марку, и там будет цена отрицательная. Для начинающего производителя это проблема, потому что он не сможет дать продукцию с отрицательной наценкой, потому что это его может привести к банкротству. Поэтому здесь должен быть комбинированный вариант работы, когда свою значительную долю составляет собственный торговый бренд, который ты продвигаешь. А вторая часть, частная торговая марка, она тебе позволяет догружать производство, чтобы быть более эффективным, но опять же, надо работать с ней очень аккуратно, чтобы она не была больше какого-то процента от твоего товарооборота».

Об этих и других предложениях по регулированию торговли — в очных дебатах в программе Бизнес ФМ «Спорная тема». В прямом эфире в воскресенье после 16:00.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию