16+
Суббота, 13 декабря 2025
  • BRENT $ 61.22 / ₽ 4881
  • RTS1082.41
26 ноября 2025, 14:18 Технологии

Россиян предложили штрафовать автоматически — с помощью биометрии

Лента новостей

Начать Минтранс предлагает со штрафов за переход железнодорожных путей в неположенном месте, для чего подойдет Единая биометрическая система. Однако с инициативой не согласны ни оператор системы, ни МВД и ФСБ

Фото: Наталия Румянцева/Фотобанк Лори

Россиян предложили штрафовать с помощью биометрии. Проект поправок опубликован Минтрансом на портале нормативно-правовых актов для общественного обсуждения. Ведомство предлагает впервые использовать базу данных биометрии и новые, специально установленные камеры для того, чтобы выписывать административные штрафы. Начать Минтранс предлагает со штрафов за переход железнодорожных путей в неположенном месте. Использовать предполагается Единую биометрическую систему.

Однако с инициативой оказался не согласен оператор системы: по его оценке, функция автоматического наложения штрафов не может быть реализована ни технически, ни нормативно. Также инициативу не поддержали в МВД и ФСБ, что неудивительно, говорит директор по правовым инициативам Фонда развития интернет-инициатив Александра Орехович:

Александра ОреховичАлександра Орехович директор по правовым инициативам Фонда развития интернет-инициатив «Тут сразу несколько вопросов возникает. Вообще, у нас ЕБС-система была предусмотрена именно с целью оказания услуг гражданам, не с целью их наказания, а с целью облегчения оказания услуг и борьбы с мошенничеством. Кроме того, ЕБС подразумевает добровольность внесения записей. Разумеется, та практика, которая с 2023 года применялась, когда все частные компании должны были передать свои данные о гражданах в ЕБС, нарушает этот принцип, но тем не менее это принцип добровольности. А то, что предлагает Минтранс, дискриминирует даже не тех, кто не внес и не передал свои данные в ЕБС, а прежде всего тех, кто передал добровольно свои данные в ЕБС. Потому что у нас получается, что те, кто переходит в неположенном месте железнодорожные пути, в случае если они зарегистрированы в ЕБС и их слепки переданы в ЕБС, могут быть подвергнуты наказанию, а те, кто не зарегистрирован в ЕБС, не могут быть подвергнуты наказанию. Что это, как не прямая дискриминация, причем тех граждан, которые передали свои данные?»

Есть у предложения Минтранса и другие проблемы. Другие ведомства опасаются, что инициатива вызовет резко негативную реакцию граждан и поставит крест на сборе биометрии, которая остается добровольной. Есть и технические сложности. Если номер автомобиля сделан специально максимально читаемым для камер, то с лицом так не получится. Очки, капюшон, волосы, ветер, другой угол съемки, сумерки — все это может привести к тому, что штраф выписан не будет или вообще придет другому человеку.

Продолжает официальный представитель Центра биометрических технологий Константин Ярославский:

Константин Ярославский официальный представитель Центра биометрических технологий «На сегодняшний день такой вариант развития событий допустить нельзя по нескольким причинам. Первая причина: любые поправки в федеральное законодательство требуют достаточно серьезных согласований, и в части биометрии это будут согласования, естественно, с Минцифры, с Федеральной службой безопасности, с МВД. Насколько публично известно из совещаний в Совете Федерации, все эти ведомства выступают против этой идеи. Второй пункт, не менее важный, — это пункт, связанный с текущим нормативным статусом биометрических данных. В нескольких законах зафиксированы базовые принципы работы с биометрией. Первый принцип — это добровольность. И второй пункт — это необходимость наличия информированного согласия от пользователя о том, что его биометрические данные где-то применяются. Без согласия биометрия не может использоваться. Таким образом, на нормативном уровне подобная идея о неких автоматических штрафах, которые выписываются по биометрии, не проходная. Еще один важный момент, который нужно понимать, — это момент технический. Точность биометрических систем очень высока, когда человек находится непосредственно напротив биометрического терминала, то есть при оплате покупок, обслуживании в МФЦ. Когда вы непосредственно находитесь перед камерой, вероятность ошибки просто нулевая. Когда мы говорим о динамическом использовании биометрических систем, то есть висит где-то на улице камера в непонятном положении, погодные условия у вас абсолютно разные, освещение у вас абсолютно разное, — вот в таких условиях биометрические системы демонстрируют не самую высокую точность».

По словам эксперта, темпы сбора биометрии в России нарастают — два года назад в базе данных было 300 тысяч уникальных записей, год назад — 2,5 млн, а сейчас в базе уже 9 млн записей.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию