16+
Пятница, 5 декабря 2025
  • BRENT $ 63.60 / ₽ 4895
  • RTS1122.46
5 декабря 2025, 19:15 Компании
Спецпроект: Строго по делу

Гендиректор «Альпина Паблишер» Алексей Ильин: «Молодежь — это сейчас один из главных драйверов книжного рынка»

Лента новостей

Гендиректор издательства «Альпина Паблишер» рассказал, где все-таки дешевле книги: на маркетплейсах или в магазинах. Процветает ли самиздат и книгопиратство, что читает молодежь? И как все это вкупе с новыми налогами отражается в цифрах бизнеса?

Алексей Ильин.
Алексей Ильин. Фото: пресс-служба

Алексей Ильин, генеральный директор издательства «Альпина Паблишер», в интервью главному редактору Бизнес ФМ Илье Копелевичу — о главных тенденциях и проблемах российского книжного рынка.

Алексей Ильин, генеральный директор издательства «Альпина Паблишер». У меня в руках новинка Алексея Иванова, автора, которого я очень люблю. Это, наверное, 20-я его книга — «Невьянская башня». Я сразу с популярного начну, полез ее искать, мы все знаем, выучили наизусть, что на маркетплейсах книги дешевле, чем в магазинах. Так вот нет, эта книга онлайн стоит от 1,3-1,5 тысячи рублей. Я пошел в книжный магазин в центре города Москвы, купил ее за 1080, а потом еще посмотрел, что она и за 800 рублей имеется. Чем это объяснить? Комиссионные маркетплейсов сделали свое дело?
Алексей Ильин: Здесь немножко сложнее. Сейчас оказалось в моменте, что новинки в офлайновых магазинах оказываются дешевле. Это, с одной стороны, осознанная политика издательств, потому что есть и предзаказы, и важно, чтобы те, кто сделал предзаказ, увидели, что это выгодная цена. И в течение некоторого времени после выхода новинки издательства вкладываются в продвижение, много тратятся на рекламу, и на маркетплейсах на эти книги не даются скидки.
Скидки на книги на маркетплейсах исходят от издательства или от маркетплейса, вопреки издательству, допустим?
Алексей Ильин: Как правило, это комбинация. С одной стороны, издательство дает скидки, если алгоритмы маркетплейса видят, что издательство дает скидки, то маркетплейс еще вливает скидки, и комбинация этих скидок иногда дает очень низкие цены. Мы недавно проверяли, то есть вот книга, например, «Тонкое искусство пофигизма» на маркетплейсах около 350 рублей, притом что...
Там перечеркнута большая цена в тысячу. Кстати, это реальная цена в тысячу, которая перечеркнута и превращена в 300?
Алексей Ильин: Реальная цена, наверное, около 800 рублей, все остальное — это комбинация скидок. Сначала скидки издательства, потом скидки маркетплейса, и это все накладывается на акции. Например, как раз сейчас идет «Черная пятница», и это такая комбинация, которая дает супернизкие цены. И даже у нас многие говорят в редакции, как можно эту книгу продавать за такие маленькие деньги, мы сами дискредитируем свои книги, то есть нельзя их так продавать дешево. И это всегда повод для внутренних дискуссий.
А зачем маркетплейсам это нужно? По новинке Алексея Иванова «Невьянская башня» нет скидок от издательства, цена в магазине значительно ниже, чем на маркетплейсах. А такой многолетний хит — «Тонкое искусство пофигизма» — на маркетплейсах перечеркнута тысяча, стоит 300. Реальная цена, по которой издательство отдает оптом эту книгу, вы сказали, около 800, 700, 600, допустим, вы даете скидку в рамках распродаж, и маркетплейс еще от себя дает скидку за свой счет. Им это зачем? Чтобы убить магазины?
Алексей Ильин: Возможно, да. В последние годы видим очень устойчивую тенденцию по захвату рынка маркетплейсами. Я не думаю, что есть что-то, что это может остановить.
Почему на Иванова они не дают скидку и продают дороже, чем в магазине, а на «Тонкое искусство пофигизма» дают такую огромную скидку за свой счет?
Алексей Ильин: Потому что нет комбинации, что издательство дает скидку, потом они видят, что эта цена низкая и выгодная, давайте еще будем усугублять эту скидку. И потом, если мы видим, что сами маркетплейсы дают скидку, мы сами немного регулируем цену, чтобы она оставалась стабильной в течение некоторого времени, пока эта книга новинка. То есть здесь же игра не в одни ворота все-таки, офлайновые магазины тоже пытаются найти способ удержать аудиторию. И они стараются сделать из магазинов место для досуга, где вообще можно посидеть, полистать, понять осознанно, что ты хочешь, приятно провести время.
Что вы думаете о проблемах у книжных магазинов, это ведь еще с ковида, когда магазины закрылись, и очень надолго, доставка в это время заменила все.
Алексей Ильин: Мне, конечно, жалко, что офлайновые книжные магазины сейчас так глобально проигрывают на рынке, и это очень все неприятно. Но я вижу, что некоторые продвинутые магазины понимают, что нужно меняться, и мне кажется, что все-таки магазины смогут удержаться, но не знаю, где будет баланс. Те, кто не смогут перестроиться, а перестроиться реально сложно, потому что если нет достаточной финансовой подушки, а их у большинства нет, сложно вложиться, например, в покупку нового оборудования, перепланировку помещения, чтобы это было реально досуговое место, а не место, которое похоже, условно говоря, на оптовый склад, куда приходишь, где все свалено и невозможно сориентироваться. Потому что на самом деле важная функция офлайновых книжных магазинов — это умная подборка, то есть магазин должен понимать, кто живет в этом районе, кто эта целевая аудитория. Нужно делать такие выкладки, чтобы они резонировали с той аудиторией, которая приходит.
Предположим, издательству было бы интересно, выгодно, возможно, организовать доставку самостоятельно, не через инфраструктуру маркетплейса, — или это невозможно?
Алексей Ильин: У нас есть свой интернет-магазин, но на фоне маркетплейсов очень сложно конкурировать.
Потому что доставка на самом деле стоит недешево.
Алексей Ильин: Там не только доставка, там штат, чтобы все это работало. IT-разработка постоянного продвижения, чтобы был трафик, а маркетплейсы — это мегамагнит трафика. И понятно, что, когда человек приходит на маркетплейс, он может покупать сразу стиральный порошок, книжку и трусы.
Про цену книг еще немножко. Помимо новинки Алексея Иванова, которая стоит дорого, я еще купил книжечку классика «Вечера на хуторе близ Диканьки» в мягкой обложке. Цены в магазине и на маркетплейсе оказались примерно одинаковые — 200-300 рублей. Понятно, что Гоголю уже не платят авторское вознаграждение и обложка мягкая. При этом я много слышал и от вас, и от других, что полиграфия стала очень дорогой, особенно после санкций, когда мы остались без целого ряда подходящей бумаги и так далее. Что все-таки с реальной ценой? Реальной ценой книги минус авторская, минус продвижение, если это новый автор, про Гоголя если говорим?
Алексей Ильин: В целом себестоимость на книги за последние три-четыре года очень резко подскочила. Самый резкий рост себестоимости был в 2022 году, и там было одномоментное повышение цен. Типография, например, на 30%, 35%.
Я еще одну деталь приведу. Почему я взял в мягкой обложке? Потому что в твердой и на хорошей бумаге стоила тысячу. Я решил, что нет, пожалуй, мягкая за 200 рублей.
Алексей Ильин: В плане полиграфии — простор для творчества. То есть можно сделать дешево, очень большим тиражом, на газетной бумаге, в мягкой обложке, допустим, будет очень плотная верстка, и одно и то же произведение может, например, вместиться в одно количество страниц, а можно ее разверстать так, чтобы было удобно читать. Например, сейчас я заново открываю классику. У нас есть серия «Полка», совместно сделана с проектом «Полка», то есть главные произведения русской литературы. Я открываю их заново, потому что можно читать с нормальной версткой, на качественной бумаге. И сейчас качественные как раз издания, мы такие делаем в Китае, и поэтому того же самого Гоголя можно сделать в огромном количестве вариантов, и у вас будет совершенно разное восприятие. Я бы не стал покупать за 200, если честно, потому что...
Она, кстати, ничего. Нормальный переплет, не рассыпается, и буквы видны. Бывает, что, конечно, совсем серенькая бумажка.
Алексей Ильин: Бывает очень большой разброс, особенно классика, особенно если это не в рамках школьной программы, когда вас заставляют, а когда это для себя, то хочется купить что-то такое, что приятно держать в руках и перелистывать, и тогда меняется восприятие.
Давайте про восприятие. Все-таки книги стоят дорого, полиграфия и так далее. У нас есть сейчас опция читать книги в электронном виде, поэтому расскажите, как это складывается, какая динамика?
Алексей Ильин: Доля электронных книг в России растет очень быстро. Причем Россия здесь, наверное, опережает весь мир. Например, в США рынок электронных книг достиг пика в 2020 году и с тех пор слегка снижается.
А какая доля там была достигнута на пике?
Алексей Ильин: С учетом аудио около 13-14% в деньгах.
Электронная книга, естественно, дешевле.
Алексей Ильин: Условно говоря, рынок там, если не ошибаюсь, около 30 млрд долларов, по некоторым оценкам, 32 млрд в последние годы. Условно говоря, рынок электронных книг 2,4 млрд, а аудио — 2,7 млрд долларов. То есть где-то 5 с небольшим миллиардов долларов.
Бумажную книгу ты реально можешь передавать из рук в руки, а доступ к электронной книге у тебя открывается на одном устройстве, вместе с устройством тогда надо передавать возможность читать.
Алексей Ильин: Наверное, есть возможность коллективно использовать. Есть, например, семейные подписки «Яндекс». И вообще главный игрок сейчас в России на рынке электронных книг — это «Яндекс».
Не «Литрес» уже?
Алексей Ильин: Уже не «Литрес». И такое впечатление, что «Литрес» проигрывает эту конкурентную битву, по крайней мере на текущий момент. И сейчас, насколько я знаю, у «Яндекса» более 6 млн пользователей, которые ежемесячно пользуются «Яндекс Книгами». Это еще как бы относительно небольшая доля, то есть всего 43 млн человек пользуются «Яндекс Плюс», и я думаю, что у них есть простор для роста.
Если бумажные книги будут стоить по тысяче рублей, то будет простор для роста.
Алексей Ильин: Да. То есть как раз сейчас получается, с одной стороны, маркетплейсы повышают все время свои комиссии. Не то что там прямая комиссия, у них сборы с издателей — это целая сложная комбинация: за хранение, за приемку, там за что только нет. И, понятное дело, маркетинговые бюджеты и постоянно сборы с издателей повышаются. Это главный драйвер, с одной стороны, роста себестоимости и роста цен. Маркетплейс собирает деньги у издателей и потом большую часть того, что они забрали, но не всю, вкладывают в скидки, особенно в периоды акций. Получается какой-то сложный замес, когда маркетплейсы сдерживают инфляцию по всем товарным группам, но при этом уменьшают маржинальность у всех, и это боль для всего книжного рынка. Притом что вроде бы цены растут, продажи не особо падают, хотя в штуках в этом году продажа снижается, но при этом еще больше падает маржинальность бизнеса. Это системная проблема.
Возвращаясь к сказанному, все-таки отмечу, что в Америке, наоборот, пройден пик электронных книг, значит, бумажная книга людям по-прежнему нужна, и электронная книга все-таки не вытесняет бумажную. Или вытеснит когда-нибудь? Вырастет новое поколение, которое привыкло с экраном делать все. Как думаете?
Алексей Ильин: Я думаю, что найдется какой-то баланс. В последнее время я решил добираться до работы на метро, и я стараюсь набирать свои 10 тысяч шагов в день, и думаю, зачем я буду ходить круги вокруг дома, если можно до работы ехать.
И читать заодно.
Алексей Ильин: Читать заодно, да. Я слушаю аудиокнигу по дороге, это оптимальная для меня история.
Можно радио, кстати, тоже.
Алексей Ильин: Но я вижу больше людей с бумажными книгами в метро. Я субъективно это понимаю. Такое количество информации, и все пытаются диктовать, что ты должен думать и какая у тебя повестка дня, а когда ты выбираешь книгу, ты сам делаешь выбор, у тебя нет отвлекающих факторов. Для меня чтение книг в электронном виде на планшете — это, по сути, только работа, когда я читаю какие-то рукописи.
Да, их невозможно все читать в бумажном виде.
Алексей Ильин: У меня все время какие-то отвлечения, то есть сообщения вылезают, все время соблазн куда-то перескочить, и это вызывает нервное напряжение. И людям хочется сейчас уйти от этого постоянного шума, когда тебе все время кто-то хочет промыть мозги.
Самиздат, как я слышал, опять набирает силу. Расскажите, как это выглядит и через какие каналы он распространяется.
Алексей Ильин: Самиздат — это, наверное, самый быстрорастущий сегмент книжного рынка, потому что книга — это прекрасный способ самовыразиться и немножко оставить такой след во Вселенной.
Вы сейчас говорите об авторах, которые сами за свой счет издают свою книгу, да?
Алексей Ильин: Скажем так, это в основном электронное издание. Подавляющее большинство имеет, условно говоря, 100 просмотров, но среди них есть какие-то бестселлеры.
И тогда уже можно на бумаге печатать, когда видно, что читают много в электронном виде, то, может быть тогда уже и на бумаге можно.
Алексей Ильин: Да, есть такое. То есть, как правило, есть завязка, что, с одной стороны, делается в электронном виде, и есть цифровая печать по требованию. Сейчас цифровая печать достигла такого качества, что неспециалист зачастую не отличит.
Цифровая печать — имеется в виду, по-хорошему, ксерокс?
Алексей Ильин: Нет, это другая технология. В общем, глобально — это как принтер, который так печатает, что специалисту нужно иметь лупу, чтобы понять, где офсетная печать, а где цифровая. Просто если лупа, то там видно, что буквы дырявые.
Возможна ситуация, при которой авторам не нужны будут издательства? Вот они сами выкладывают книгу сначала в бесплатный доступ, если она каким-то образом вирусится, если книги вообще могут вируситься, в отличие от фейк-новостей, начинает открывать платный доступ. В общем, делает все сам. Возможно такое?
Алексей Ильин: Я думаю, что это могут делать отдельные авторы, которые уже имеют суперрепутацию. И такой есть в музыкальном бизнесе. Я знаю, что, например, по-моему, Radiohead и Muse выпускали как-то диски без студии звукозаписи. Были, по крайней мере, у них эксперименты, и я допускаю, что такие вещи могут появляться и на книжном рынке. Но издательство — это продюсерские компании, по сути. И, с одной стороны, издательства помогают делать огранку книги, потому что на самом деле авторы бывают разные, но роль издательства многим не видна. И ту роль, которую издательство имеет в плане подготовки текста, в плане его редактуры, обработки, то есть иногда сотрудники издательства — это тайные соавторы, они помогают автору сделать реально хорошую вещь. Другая роль издательства, конечно, — это сделать целостный продукт. То есть книга — это сложный, гармоничный продукт, который включает в себя и верстку, и дизайн, и маркетинг. Это то, что делают издательства, и делают это со знанием дела, и понимают, как это сделать рентабельно. Инструменты продвижения все время меняются, и многие теряют свой смысл, потому что становятся слишком дорогими. Бывает такое, что автор говорит, что у меня есть деньги, я хочу стать звездой, я хочу, чтобы эта, например, звезда про мою книжку рассказала. Мы говорим, что окей, пожалуйста, за ваш счет что угодно, но это по факту не работает. То есть это может стоить много денег, но эффект примерно нулевой. И зачастую публикация у нишевого блогера, который имеет не очень большую аудиторию, но зато настолько лояльную, дает потрясающий эффект.
Какие в среднем тиражи сейчас у книг? Алексей Иванов, допустим, первый раз выходит новинка, каким тиражом?
Алексей Ильин: Первый тираж у нас 30 тысяч.
Вообще немного.
Алексей Ильин: По нынешним временам это очень много. То есть у нас с автором договоренность, что мы гарантированно отпечатаем 50 тысяч, но мы сделаем такое первое издание, не загружая склад. Это запас, который позволит нам всегда успеть допечатать, чтобы не было дыр в наличии. Но в целом снижаются первые тиражи, потому что никто не хочет иметь неликвид на складе, низкую оборачиваемость. И сейчас технология цифровой печати, опять же, позволяет выпускать нишевые книги маленьким тиражом, и это бывает рентабельно. По факту цифровые книги в цифровых типографиях себестоимость экземпляра ниже, если тираж меньше 2 тысяч экземпляров.
Доходы авторов за этот год от продажи их книг суммарно, на ваш взгляд, растут или падают?
Алексей Ильин: Бывают супербестселлеры, но издательство на них практически ничего не зарабатывает, и это делают издатели только для того, чтобы иметь в портфеле звездного автора, и это бывает такой локомотив в продажах других книг. Но с этой конкретной книги издательство ничего не зарабатывает, потому что там есть большой маркетинговый бюджет, авторский гонорар, по сути, это вся прибыль книги.
Вся прибыль? Или есть фиксированный доход у автора, независимо от прибыли или убытков?
Алексей Ильин: Как правило, для звездных авторов устроено так: есть некий аванс и роялти, когда этот аванс превышается. И в целом сейчас роль российских авторов растет. И никогда, мне кажется, у российского автора не было столько шансов быть изданным, как сейчас. Раньше, например, у нас было под 80% переводных книг, потому что понятное дело, что мир огромный, есть огромное количество блистательных книг, которые были изданы по всему миру. Но сейчас я думаю, что у нас 50 на 50.
Это так сказался разрыв отношений с иностранными правообладателями? Или это вкусы публики в России так смещаются?
Алексей Ильин: И то, и то.
Насколько сказывается вынужденная часть, когда иностранные правообладатели не разрешают что-то публиковать в России?
Алексей Ильин: Мы потеряли многих крупных партнеров, и они не работают с Россией. Некоторые соглашаются продлевать контракты по уже ранее изданным книгам, некоторые не дают новые. С другой стороны, есть цензурные ограничения, и у нас теперь сужается очень сильно выбор.
Иностранные авторы не в курсе и продолжают нарушать наши законы, писать что вздумается.
Алексей Ильин: Они продолжают, да, потому что в плане художественной литературы найти книгу, где не было бы персонажа ЛГБТ (движение признано в России экстремистским и запрещено), надо еще постараться. Конечно, у нас в этом плане очень сузился выбор, с одной стороны, а с другой стороны, для продвижения нам важно, чтобы автор был в России. И вообще было бы идеально, если бы он еще умел хорошо говорить, давать интервью, чтобы он был публичный. И это важно, потому что издатели, по сути, работают на бренд автора. Мы хотим, чтобы автор стал звездой, и все его книги издавались у нас, и они были успешными.
Вы рассказали о том, как автор сам издает свою книгу сначала электронно, потом, если все идет хорошо, начинает зарабатывать деньги. А самиздат, когда люди печатают спокойно книги, на которые нужны права, за которые нужно платить авторам, — такое есть? Например, настольные игры, их делают авторы, а потом на маркетплейсах продаются копии, люди забывают, что кто-то должен был это все придумать и книгу надо было не только напечатать, но и написать.
Алексей Ильин: Книга — это большой труд, который занимает очень много времени. Многим хочется заработать на бестселлерах, и был момент, когда казалось, что издателям удалось справиться с пиратскими бумажными изданиями, но в последние несколько лет возникло все заново, и, как правило, это устроено так, что люди печатают книги, как правило, в странах Средней Азии.
Беспошлинно едут через границу.
Алексей Ильин: Да, условно говоря, печатают где-то в Узбекистане, где рынок на 80% — это «пиратка», потом все это выставляют на маркетплейсах.
Маркетплейсы проверяют, что книга выставлена селлером? То есть издательство издает, это издательство получает и так далее, а там такая же книга, только с другим происхождением. Маркетплейсы следят за этим?
Алексей Ильин: Маркетплейсы за этим не следят, следят издатели.
Вы следите?
Алексей Ильин: Да, мы следим.
Вылавливаете свои лицензионные книги, изданные, самые продаваемые.
Алексей Ильин: У нас есть компания-подрядчик, которой мы платим ежемесячно, они занимаются отслеживанием по нашим топ-селлерам. Но есть отдельная большая тема, я даже немножко боюсь про это говорить, но все же есть книги, например, которые раньше издавались, а потом, например, перестали издаваться в России, потому что, например, иностранные правообладатели сказали, что мы не будем с вами больше работать. И, с одной стороны, российские издатели не могут уже защищать их права, потому что у нас нет лицензии, у нас нет прав написать маркетплейсу, что эта книжка пиратская, мы знаем, что она пиратская, потому что уже это иностранное издательство больше не работает, но эта «пиратка» есть.
А большая доля пиратских книг на тех же маркетплейсах, на ваш взгляд?
Алексей Ильин: Пока что не очень большая.
Есть тенденция к росту, потому что препятствий нет.
Алексей Ильин: Препятствий нет. Сложно очень ее оценить, я не знаю, как ее можно измерить, я думаю, что нет ни у кого такой статистики.
Когда вы обращаетесь, маркетплейсы банят такие продажи?
Алексей Ильин: Да, они это делают. Это всегда некая процедура.
Пока вы забанили одно, там появилось другое.
Алексей Ильин: Да.
Про молодежь хотел поговорить. Я знаю, что у вас появилось специальное подразделение, которое ориентировано на молодую аудиторию. Многие думают, что новое поколение если и читает, то читает гораздо меньше, тем более бумажных книг. Как на самом деле?
Алексей Ильин: По крайней мере, данные нашего книжного рынка и общемирового говорят о том, что молодежь — это сейчас один из главных драйверов книжного рынка. Если съездить на международную книжную ярмарку, то там огромная доля занята Young & Adult. Книжки красиво изданы, то есть все такие книги — мечта для дизайнера, потому что можно развернуться. Очень сложное полиграфическое исполнение, закрашенные обрезы книг.
И они денег не жалеют на это, молодые и взрослые?
Алексей Ильин: Да. Вообще, это часть глобальной тенденции. Она заключается в том, что спрос смещается в сторону фикшна.
Нон-фикшн — непридуманная, документальная, научная, психологическая и так далее.
Алексей Ильин: Хотя грань между нон-фикшн и художественной всегда нежесткая, потому что бывают такие книги, которые вроде бы...
«Атлант расправил плечи».
Алексей Ильин: Да, «Атлант расправил плечи».
Как я узнал, у вас это тоже один из бестселлеров.
Алексей Ильин: Да, книга, которую мы продали, наверное, больше миллиона. И сейчас идет некоторое смещение в сторону художественной литературы, и прежде всего за счет роста такой Young & Adult, которая, по сути, является прежде всего фэнтези, и это такая эскапистская литература, ухода от реальности.
Не про современность, не про острые проблемы, а сказка.
Алексей Ильин: Да, людям хочется абстрагироваться от реальности, как-то немножко пофантазировать. Я не вижу в этом ничего плохого. То есть нон-фикшн заставляет все время думать, условно говоря, про проблемы и решения. А когда человек устал, он хочет что-то легкого, и мне кажется, что, если люди это читают, это прекрасно.
То, что было принято называть «женские романы», романтическая литература у Young & Adult в чести или не очень сейчас?
Алексей Ильин: Это тоже, то есть фэнтези и женская литература feel good, что называется, это тоже сейчас очень хорошо продается. Как раз подстраиваясь под эти тенденции, мы запустили несколько лет назад «Маршмеллоу-боксы», это наше направление.
Почему слово «маршмеллоу»?
Алексей Ильин: Зато это вещь такая приятная.
Мы все время о художественном говорили и о великом. В два слова все-таки, как отрасль вообще себя чувствует в 2025 году на фоне перечисленных проблем с иностранными правообладателями, с маркетплейсами, со ставкой и так далее?
Алексей Ильин: В целом есть ощущение, что наступает торможение, потому что, с одной стороны, рост себестоимости, маркетплейсы повышают сборы, еще больше мы ожидаем, что будет начиная со следующего года. Уже некоторые вещи анонсированы, и не знаю, у многих там, особенно у финансовых директоров, становятся волосы дыбом, что такое ожидается.
А у вас как у генерального директора?
Алексей Ильин: Я тоже в некотором напряжении, потому что, с одной стороны, маркетплейсы собираются повышать свои комиссии, и там повышение ожидается в десятки процентов, а с другой стороны, налоги. И меня поражает, что никто в публичном пространстве практически не обсуждает повышение соцвзносов для малого и среднего бизнеса, то есть с 15% до 30% — очень неприятно. Например, для нашей компании это очень существенная сумма, потому что у нас большой штат, работают 300 человек.
До сих пор вам удавалось быть на 15-процентной ставке?
Алексей Ильин: Да, начиная с 2020 года.
До 2020 года не было такой льготы. Она была временной, все временное становится очень привычным.
Алексей Ильин: Сейчас все говорят о НДС, повышение с 20% до 22%, для издателей это плюс-минус параллельная история. Но повышение соцвзносов и отмена соглашений об избежании налогообложения с иностранными государствами, которое позволяло нам при оплате авторам, иностранным правообладателям не платить подоходный налог у нас, то сейчас это значит, нам надо будет добавлять еще 25% на все иностранные контракты. То есть мало того что сейчас любые платежи за границу — это сложное мероприятие, и зачастую мы платим через какие-то третьи страны с комиссиями. Конечно, все это имеет огромные накладные расходы. И сейчас еще вот это, это еще десятки миллионов.
Ну что ж, за отечественного автора.
Алексей Ильин: Да, пока что все за это.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию