16+
Понедельник, 8 декабря 2025
  • BRENT $ 62.74 / ₽ 4774
  • RTS1102.82
8 декабря 2025, 12:32 Общество

Американские зумеры экономят на Рождестве

Лента новостей

Как пишет The Wall Street Journal, ретейлеры и рестораторы заявляют, что зря подстраивали рождественскую рекламу под представителей этого поколения. По данным соцопроса, зумеры намерены сократить бюджет на подарки и кафе под Рождество на 34%. Это несмотря на то, что их заработки растут. А что происходит с потребительским поведением российских зумеров?

Фото: REUTERS/Shannon Stapleton

Потребительское поведение зумеров в США вызвало вопросы у бизнеса. Аналитики компании PwC сообщили, что на это поколение приходится около 8% розничных покупок в стране. И эта доля растет. Но сейчас высокие цены на жилье, студенческие кредиты, инфляция и безработица вынуждают молодежь экономить, в том числе на Рождестве.

Ретейлеры говорят, что зумеры выбирают подарки поскромнее, не считают зазорным дарить сделанное своими руками или подержанные люксовые товары. А праздновать планируют дома, а не в ресторане. До России этот тренд, кажется, еще не добрался. Во всяком случае, экономят в России одинаково все поколения, говорит совладелец и гендиректор ресторанной группы компаний «Хурма» Гоша Карпенко:

— Не то что я вижу такую тенденцию. Как будто бы это зависит от культуры, принятой в семье. И зумеры, мне кажется, для них главные праздники — день рождения и Новый год, они стараются их отметить, на мой взгляд. Не вижу такой тенденции. Есть рюмочные, в которых только молодежь и зумеры. Заведения есть, и там все в порядке. Они процветают. Люди такого плана ходят в рестораны, но это может быть ресторан другого формата, закусочная, бар, но все равно они социализируются, и ресторан — это одно из мест, где они это делают.

— А стремление экономить как-то проявляется?

— Сейчас это общая тенденция, чек снижается, видоизменяется в целом потребительское поведение как-то последние полгода в целом. Это, мне кажется, не связано с тем, что это именно зумеры или не зумеры.

Тренда на экономию среди зумеров не заметил владелец и руководитель сети хобби-гипермаркетов «Леонардо» Борис Кац. Он считает, что причина в том, что сейчас в принципе подарок выбрать непросто:

Борис Кац владелец и руководитель сети хобби-гипермаркетов «Леонардо» «Четкой статистики нет. Наверное, поколенческая разница еще в том, что, когда мы с вами были моложе, жили откровенно беднее. У нас меньше всего было в доме, у наших друзей, у наших знакомых. Я думаю, что сейчас вообще дарить подарки стало намного сложнее. Потому что у всех все есть. По большому счету у всех нет той ситуации, которая была в нашем с вами детстве или даже в юности, когда очень много что можно было подарить, это было точно по месту, по делу. Поэтому сейчас, наверное, дарить подарки сложнее, но, в принципе, все равно очевидно, что к нам в магазины ходят за подарками».

Зумерами в западных странах принято считать молодых людей в возрасте до 30 лет. В России — рожденных в начале второго тысячелетия. Разница объясняется более медленными темпами внедрения интернета в конце 90-х в РФ. Но если речь о поколении, рожденном с гаджетами в руках, то такие изменения станут явными и у нас. Молодежь уже чаще отказывается от импульсивных покупок, следует экологичным трендам, но самое главное — у них другое социальное поведение, говорит эксперт по финансам и инвестициям Эван Голованов:

Эван Голованов эксперт по финансам и инвестициям «У текущего поколения мы видим очень серьезное падение показателей социализации: того, что люди посещали бы массовые мероприятия или вечеринки. Отсюда и драматическая разница в потребительском поведении. Люди предпочитают общаться в интернете, имеют именно интернет-друзей, проводят время с меньшим количеством людей. Самим подарком для молодого поколения может быть премиум-подписка в Telegram или даже NFT в Telegram, там есть так называемые подарки, среди молодого поколения они пользуются популярностью. Меньшее количество вещей нужно для этого человека, например, не нужно очень много одежды, если редко выходишь из дома. Мы получим в корне изменившееся социальное поведение, финансовое поведение, а самое главное — уменьшившийся спрос».

Живой опрос зумеров в редакции Бизнес ФМ показал, что на праздновании Нового года и Рождества они экономить не собираются. Планируют подарки и поездки. Другое дело, что чаще они дарят деньги. А когда эти подарки потратят получатели — вопрос.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию