Слесарю слесарево: к войне с маркетплейсами присоединилась офлайн-торговля. Комментарий Семена Новопрудского
Топ-менеджеры просят Мишустина ввести ограничения для маркетплейсов
Лента новостей
Не считая судьбы квартиры Ларисы Долиной, главной и практически всенародной экономической темой остается битва банков с маркетплейсами. К банкам подтянулось мощное подкрепление: на тропу войны с маркетплейсами вышли крупнейшие офлайн-ретейлеры, и конфликт может привести к исчезновению одной из самых модных глобальных бизнес-идей последних лет — так называемых экосистем

Топ-менеджеры крупнейших российских офлайн-ретейлеров написали письмо премьер-министру Михаилу Мишустину с предложением ввести ограничения для маркетплейсов. Среди авторов обращения — представители «Детского мира», «М.Видео — Эльдорадо», DNS, «Лемана Про», Hoff, «Леонардо», «Всеинструменты.ру», Inventive Retail Group (IRG; управляет магазинами reStore, Samsung, Street Beat, «Мир кубиков»).
Обращение флагманов офлайн-торговли намного более радикально, чем позиция ополчившихся на маркетплейсы пяти банков — «Сбера», ВТБ, Альфа-банка, Т-Банка и Совкомбанка. Банки предлагают всего лишь запретить маркетплейсам устанавливать дополнительные скидки за покупку товаров по картам их дочерних банков, а вот офлайн-ретейлеры идут гораздо дальше. Они предложили правительству перенять опыт США, Китая и Турции, где власти обязали онлайн-площадки «вывести финансовые сервисы в отдельный регулируемый периметр либо запретили владение кэптивными финансовыми структурами».
Кроме того, офлайн-торговцы хотят ускорить принятие нормы об уплате НДС при ввозе из-за рубежа физлицами товаров, заказанных в онлайне. Это автоматически повысит цену таких товаров для покупателя. Среди предложений авторов письма — установить предельный объем средств, которые доминирующие онлайн-платформы могут использовать для снижения цен за свой счет.
Проще говоря, речь идет о полном запрете маркетплейсам иметь свои банки либо о выводе таких банков в отдельные юрлица за пределами онлайн-супермаркетов. А также об искусственном потолке скидок, который будет устанавливать для маркетплейсов государство.
Понять радикализм офлайн-компаний в отношении маркетплейсов можно. Если у банков маркетплейсы своими скидками на платежные средства в своих финансовых «дочках» отнимают незначительную часть прибыли, то у офлайн-компаний — доходы от основного или даже единственного их бизнеса.
При этом онлайн-торговля часто намного удобнее для клиентов, чем «живые» магазины. Товары в маркетплейсах можно приобретать практически не выходя из дома. Пункты выдачи заказов Ozon, «Яндекс Маркета», Wildberries на первых этажах жилых домов в крупных городах в последние годы растут, как грибы после дождя. При этом стремительно расширяется и ассортимент товаров, которые предлагают маркетплейсы: тут они тоже решительно заходят на поляну офлайн-магазинов.
Разумеется, у крупных офлайн-ретейлеров появляются свои онлайн-подразделения и услуга доставки товаров на дом, но нет такой сети продавцов и возможностей для таких скидок за счет «конских» комиссий с этих продавцов, как у маркетплейсов.
Любопытно, что первыми тему экосистем — сочетания разных непрофильных для основного бизнесов под одним зонтичным брендом — начали продвигать именно банки. Тот же «Сбер» пошел и в торговлю лекарствами, и в доставку продуктов, и в производство развлекательного контента. Но у маркетплейсов в силу разнообразия их основного бизнеса (ассортимент обычной торговли продовольственными и непродовольственными товарами по определению намного шире, чем количество финансовых продуктов и сервисов банков) эта бизнес-всеядность получается лучше.
Тот же Ozon уже не только использует банк для выдачи кредитов в том числе корпоративным клиентам, но и начал выдавать дебетовые карты иностранным гражданам из более 90 стран. Такая карта позволит снимать до 3 млн рублей в месяц, совершать переводы, покупать товары на маркетплейсе Ozon со скидкой, получать кешбэк до 25% рублями или товары за 1 рубль. Более того, Ozon даже обзавелся лицензией управляющей компании и собирается заняться брокерским бизнесом, который вообще не имеет никакого отношения к ретейлу.
Естественно, такой конкуренции на своей поляне от менее зарегулированных конкурентов ни банки, ни тем более офлайн-ретейлеры (их бизнес страдает ощутимо больше, чем банковский) категорически не хотят.
При этом очевидно, что, например, разорение или большие финансовые дыры крупного банка из-за провала его непрофильных бизнесов что для государства, что для клиентов гораздо более опасная проблема, чем провал финансового или брокерского бизнеса любого маркетплейса.
По сути, перед государством стоит выбор: разрешать или не разрешать экосистемы в принципе. А если разрешать, то как регулировать компанию, которая торгует всем, что шевелится, да еще обзаводится всевозможными финансовыми и другими непрофильными бизнесами внутри одного бизнес-контура. Если маркетплейсу можно быть брокером или выпускать банковские карты, почему банку нельзя напрямую продавать косметику или стройматериалы? И надо ли в таком случае создавать офлайн-торговцам косметикой и стройматериалами какие-то преимущества перед их конкурентами в онлайне?
В этой битве есть еще один крайне важный участник — потребители. Люди хотят покупать дешевле и тратить на покупки меньше времени. При этом покупателей финансовые показатели или профиль основного бизнеса продавца не интересуют. Их интересуют цена, скорость доставки и качество товара. Да и государству вряд ли понравится, если жесткие ограничения против маркетплейсов приведут к новому всплеску инфляции.
Появление законодательной базы регулирования маркетплейсов кажется неизбежным. Ликвидировать онлайн-торговлю силой не удастся, разве только заблокировав весь мобильный и стационарный интернет. Так что придется искать сложный баланс между самой идеей экосистем, банками, маркетплейсами, офлайн-торговлей и интересами покупателей.
Рекомендуем:




Рекомендуем:

























