16+
Среда, 10 декабря 2025
  • BRENT $ 62.12 / ₽ 4771
  • RTS1108.49
10 декабря 2025, 01:05 Политика

Переговоры о мире в жанре бродячего цирка. Комментарий Георгия Бовта

Трамп назвал Зеленского циркачом и «отличным торгашом»

Лента новостей

Президент США не оставляет попыток урегулировать российско-украинский конфликт, несмотря на все попытки Киева переписать американский мирный план. Политолог рассуждает, на сколько еще хватит энтузиазма у Трампа

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Дональд Трамп сравнил Владимира Зеленского с основателем бродячего цирка и популяризатором общественных музеев Финеасом Тейлором Барнумом. «Знаете, Зеленский — отличный торгаш. Я называю его П. Т. Барнумом. Это был один из величайших торгашей на Земле, который мог продать любой товар в любое время. Он сказал, неважно, работает это или нет. Зеленский же заставил мошенника Джо Байдена дать ему 350 млрд долларов. И посмотрите, что это ему дало. Около 25% его страны пропало», — заявил президент США в интервью Politico. Критикуя Зеленского, он также рассказал, что на первой встрече с Владимиром Путиным Зеленский заявил: «Я хочу две вещи. Я хочу вернуть Крым, и мы будем членом НАТО». По словам Трампа, Зеленский озвучил это «не очень любезно». В свою очередь, Владимир Путин сделал ряд заявлений по Украине, напомнив, что Россия доведет СВО до «логического завершения» и «достижения всех целей», что «Донбасс — территория России, это исторический факт». Какие еще новости по теме украинского урегулирования?

Трамп заметно усилил прессинг в адрес Зеленского, подталкивая его к сделке с Москвой. Заодно достается и европейским союзникам Киева, которые сделки допустить не хотят. В интервью журналу Politico Трамп назвал европейских лидеров «беспомощными». «Они говорят, но ничего не делают, и война все продолжается». На это наложилась еще и публикация новой стратегии нацбезопасности США, где содержится критика в адрес Европы за потерю той идентичности, на основе которой она вместе с США создавала НАТО. Европейцы критикуют Америку в ответ. Так, глава евродипломатии Кая Каллас заявила, что критика США «должна быть в сторону России, где запрещены инакомыслие, свободные СМИ, политическая оппозиция и также запрещен X (бывший Twitter)». Притом что платформа Х на днях была оштрафована в ЕС на 120 млн евро, что также вызвало гнев Трампа.

Президент США, продавливая свой якобы согласованный с Путиным мирный план, даже пытается «разводить» Зеленского с его же переговорной командой: мол, те-то уже на днях на переговорах во Флориде с Уиткоффом и Кушнером согласились с этим планом, а он все артачится. Хотя он может недооценивать способность самих украинских переговорщиков «разводить» американцев: мол, мы-то всей душой за ваши предложения, но не мы решаем, все зависит от президента. Также у Трампа снова появился тезис, с которого начиналось обсуждение с Путиным урегулирования еще весной: мол, нужны новые выборы на Украине. Косвенно это может свидетельствовать о том, что в Вашингтоне, как и в Москве, хотели бы избавиться от ершистого Зеленского вообще. Правда, теперь Трамп не говорит, что у того поддержка 4%, а говорит, что он может даже выиграть выборы. Заманивает? К тому же по-прежнему непонятно, как проводить выборы в условиях военного положения. Или это станет поводом снова просить Путина прекратить огонь под обещания Киева? Такое не пройдет.

Сам Зеленский между тем стремительно перемещается по Европе в ритме «челночной дипломатии», каковой легендарному ее автору Киссинджеру и не снился. За три дня он успел побывать в Ирландии, в Лондоне на встрече с лидерами Британии, Франции и Германии, затем в Брюсселе для блиц-переговоров с генсеком НАТО Марком Рютте, президентами Евросовета Антониу Коштой и Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен. Откуда метнулся в Рим к Папе Римскому и премьеру Италии Джордже Мелони, которая на короткой ноге с Трампом и может на него повлиять. Все ради того, чтобы отправить Трампу альтернативный план, согласованный с европейскими союзниками. Первоначальный вариант Трампа усох с 28 пунктов до 20. Оттуда исчезли пункты о сдаче ВСУ без боя оставшейся территории Донбасса. Нет уступок и по части стремления Киева в НАТО или, по крайней мере, получения гарантий безопасности на уровне 5-й статьи Договора НАТО. Зеленский также говорит, что любые изменения границ Украины должны быть одобрены всенародным референдумом. Хотя не припоминается ни одного случая в истории, чтобы по итогам войн проводили референдум по новым границам. А еще Зеленский настаивает на полном контроле Киева над Запорожской АЭС. Ранее он также потребовал, чтобы гарантии безопасности Украине ратифицировал Конгресс США. Это почти невероятно. Как правило, сенат, а это его прерогатива, крайне неохотно ратифицирует обременительные международные обязательства.

И чем откровеннее Зеленский пытается разыграть европейскую карту против Трампа, тем больше вызывает его раздражение. Трамп, в отличие от Байдена, говорит, что в НАТО Украину все равно и не собирались принимать. Что, кстати, лишний повод уже будет Москве настаивать на юридическом оформлении такого решения на случай, если будущий президент Америки вновь передумает.

Но если бесконечные апелляции к Европе и портят отношения Вашингтона и Киева, то у Зеленского все же другие сейчас тактические приоритеты. Ему важно додержаться до того момента, когда ЕС определится наконец с конфискацией российских активов ради новых кредитов Украине. Обсуждаются разные суммы — от 115 млрд до 165 млрд евро.

Чем может закончиться этот переговорный «бродячий цирк»? Один из вариантов обозначил постпред США при НАТО Мэттью Уитакер, сообщив, что Трамп может отказаться от попыток закончить конфликт на Украине: «Если президент решит, что сделка невозможна, он отступит, что, как вы знаете, в его характере». Ранее такую же возможность допустил сын Трампа. Многие в России в начале нынешнего президентства Трампа считали, что такой сценарий был бы на руку Москве. Сегодня этот тезис можно еще сильнее поставить под сомнение — хотя бы ввиду непримиримости со стороны Европы и несговорчивости Киева. На них некому будет давить со стороны «своих». Впрочем, вряд ли Трамп сможет долго и полностью остаться в стороне. Хотя бы потому, что одним из важных признаков величия державы считается то, что она не должна оставаться безучастной к ключевым мировым проблемам. Крупнейший военный конфликт в центре Европы после Второй мировой войны, безусловно, к таковым относится.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию