ЦБ сообщил о запуске механизма для пострадавших, чьи карты заблокировали из-за включения в базу дропов
Лента новостей
Об этом ранее сообщил директор департамента информационной безопасности ЦБ Вадим Уваров. Смысл механизма — предоставить пострадавшему данные об уголовном деле и о сотруднике правоохранительных органов, возбудившем дело

Обновлено в 14:50
Редакция Бизнес ФМ поговорила с пострадавшими от блокировок банковских счетов со стороны ЦБ. Они отмечают, что обращаются во все инстанции, чтобы вернуть доступ к счетам. Накануне директор департамента информационной безопасности ЦБ Вадим Уваров объявил о запуске механизма реабилитации таких ошибочно пострадавших.
Смысл механизма — предоставить пострадавшему данные об уголовном деле и о сотруднике правоохранительных органов, возбудившем дело. Далее пострадавший отправляется в МВД и проводит беседу, где доказывает законность сделок.
Примерно по такому же пути пошел житель Петербурга, предприниматель в сфере IT Алексей. Сейчас его ИП и ООО заблокированы, деятельность остановлена.
— Я все это проделывал, потратил несколько месяцев для того, чтобы узнать информацию. Я обратился в МВД, дал показания в качестве свидетеля, вернул деньги потерпевшей из своих средств, но никакую блокировку они снимать с меня не собираются, хотя дело уже отправлено в архив. У них нет регламента в МВД для того, чтобы снимать эти блокировки. Когда я пытаюсь напроситься на прием к следователю, он меня отправляет, что вы свидетель, я с вами общаться больше не буду. То есть какой-то должен быть регламент для того, чтобы МВД эту операцию выполняло, потому что они сейчас не хотят этого делать. Кроме как в суд подать или в прокуратуру, я не знаю, как воздействовать. Это зависит от МВД, я понимаю, что от человека зависит. Но я в данном случае столкнулся с тем, что мне ничего делать не хотят. То есть я дал показания, я вернул деньги. Больше они ничего делать не собираются.
— После этого вы не обращались в Центробанк?
— Обращался много раз. Я писал запрос в прокуратуру. Прокуратура отправила дело на доработку. Я получил ответ и от МВД, им писал, руководителю писал. Они отвечали, что вы свидетель, у нас к вам претензий нет, а я все эти бумаги, полученные от МВД, отправлял в ЦБ, и ЦБ никак не реагирует, отправляет обратно мне типовой ответ, что данные о вас содержатся в МВД, и все, пока на текущий момент я ничего сделать не смог. Я сегодня планирую отправить досудебную претензию на Центробанк для того, чтобы они как-то отреагировали там и начали что-то делать. Потому что уже устал от типовых отписок, когда ты задаешь конкретные вопросы, а получаешь типовой ответ.
Банковские счета этих людей начали массово блокироваться, так как попадали в черный список регулятора из-за подозрений в мошенничестве. Чаще всего речь шла о транзакциях криптовалюты или предоставлении своих карт для так называемого дропперства. В редакцию Бизнес ФМ обращались некоторые пострадавшие, они отмечали, что ничем незаконным не занимались, но все равно попали под блокировки. Например, технолог-консультант по планетариям Андрей попал под блокировку счетов в ноябре, о механизме ЦБ он узнал от радиостанции:
«Я, наверное, воспользуюсь этой возможностью, если это действительно так. Получается, надо опять обращаться в Центробанк, и они тогда дадут ответ, потому что я уже обращался в МВД, МВД мне уже прислало ответ о том, что мой номер телефона фигурирует в уголовном деле и я прохожу по этому уголовному делу в качестве свидетеля. Ответ МВД я отправил в Центральный банк и сказал, что, видите, уважаемый Центральный банк, я свидетель. Почему свидетеля, то есть человека, которому никакого обвинения не предъявлено, заблокировали, лишили меня законных прав? Я всего лишь свидетель. На что я получил от Центробанка формальный ответ, который они обычно всем присылают: мол, мы здесь вам ничем помочь не можем, обращайтесь в кредитную организацию, которая инициировала вашу блокировку. И эти два письма, ответ из МВД, где написано, что я свидетель, и эту формальную отписку Центрального банка, я направил в Генеральную прокуратуру. Сейчас ждем ответа от прокуратуры. Мне был вчера звонок, там человек представился, сказал, что он из Следственного комитета, разбирается по моему вопросу, уточнил кое-какие мои данные. В общем, я надеюсь, что сейчас будет ответ от Генеральной прокуратуры. Поэтому то, что они предлагают, — это излюбленный способ чиновников переложить ответственность на людей, которые пострадали. Ситуация у меня осложняется тем, что уголовное дело, по которому фигурирует мой телефонный номер, вообще заведено в городе Кунгуре. И что, получается, что я за свой счет должен поехать в город Кунгур, там найти следователя и напроситься к нему на прием? Это как-то очень странно выглядит, МВД — это все-таки не больница».
По словам директора департамента информационной безопасности ЦБ Вадима Уварова, регулятор ежедневно получает около тысячи жалоб граждан, столкнувшихся с блокировками счетов. В основном это молодые люди от 15 до 24 лет. Уваров отметил, что есть случаи, когда граждане попадают в мошенническую базу ЦБ необоснованно, но большая часть заблокированных так и останется в списке даже после запуска механизма реабилитации. Потому что находятся там эти граждане заслуженно. «Большинство обращений, которые поступают в Банк России, мы не удовлетворяем», — подчеркнул Уваров. Цифры он не назвал.
Согласно механизму реабилитации, пострадавший обращается в ЦБ, получает информацию, в какой организации были похищены деньги, куда были переведены. Узнает номер уголовного дела и подразделение МВД. А далее уже идет туда и подтверждает свою непричастность к преступлению. И возможно, урегулирует спор в досудебном порядке. Затем МВД отправляет письмо в ЦБ, и регулятор счета разблокирует. Такой формат лучше, чем ничего, говорит главный редактор Finnews.ru Владимир Шевченко:
— На самом деле, хорошее предложение, лучше, чем ничего. Если раньше граждане вообще не понимали, что им делать, теперь хотя бы они будут знать, по какому уголовному делу их обвиняют, куда нужно идти, с кем встречаться. Уваров же сказал, что большая часть граждан, которые попали в этот список, в этом списке останутся, потому что внесены в него обоснованно. Но вдруг если кто-то попал по ошибке, у него хотя бы появляется понятная схема, как выбраться из этого списка. Пусть это будет долго. Представляете, вы по СМС получили номер отделения внутренних дел, куда вам следует обратиться, и вы туда пошли, встретились со следователем, он вас допросил, а потом у него 30 дней на принятие решения, как любой госорган отвечает в течение 30 дней. Он ответит, напишет письмо в ЦБ, а у ЦБ тоже 30 дней на ответ. Но в любом случае через 60 дней вы какой-то результат получите.
— Получается, что в целом этот антикризисный механизм упирается в самого пострадавшего, то есть сами идите, разбирайтесь, добивайтесь визита к прокурору.
— А что им еще остается делать? Либо оставаться в этом списке на всю оставшуюся жизнь и не иметь возможности получать банковские услуги, ни карт, ни счетов не открыть. Кстати, допустим, этот Иванов Иван живет в Москве, а уголовное дело открыто во Владивостоке.
— Да, это что значит, надо во Владивосток лететь?
— Да. А такие случаи вполне могут быть, что дело открыто совсем в другом регионе.
— Если, допустим, дело заведено во Владивостоке, почему нельзя обратиться по месту жительства в Москве и они не смогут это уже разруливать?
— В будущем, скорее всего, появится такой механизм. Когда такие обращения появятся, сделают. Ведь ЦБ же сделал данный механизм, когда увидел вал обращений к себе, значит, появится механизм.
Как отмечают в ЦБ, сейчас цель регулятора — «отточить» механизм реабилитации и «немножко почистить базу». Ранее глава ЦБ Эльвира Набиуллина признавала, что регулятор немного «перегнул палку» с блокировками счетов.
Рекомендуем:




Рекомендуем:

























