16+
Суббота, 13 декабря 2025
  • BRENT $ 61.22 / ₽ 4881
  • RTS1082.41
12 декабря 2025, 23:31 Компании

Правительство поручило создать дорожную карту для проверки подлинности товаров на маркетплейсах

Лента новостей

На базе онлайн-платформ должна появиться верифицированная цепочка поставок, а маркетплейсы должны будут иметь возможность отследить происхождение товаров. До сих пор маркетплейсы в России часто выступали лишь как агрегаторы, перекладывая ответственность за подделки на продавцов. Но сейчас для «обеления» торговых площадок появились все технические возможности

Михаил Мишустин (справа) во время конференции по сотрудничеству в области науки и технологий в Москве.
Михаил Мишустин (справа) во время конференции по сотрудничеству в области науки и технологий в Москве. Фото: митрий Астахов/ТАСС

Верификация вместо контрафакции. Правительство поручило создать дорожную карту для проверки подлинности товаров на маркетплейсах. Кабмин опубликовал перечень распоряжений по итогам форума «Цифровые решения», который прошел в середине ноября в Москве.

По плану на базе онлайн-платформ появится верифицированная цепочка поставок, а маркетплейсы должны будут иметь возможность отследить происхождение товаров. Поручение дали целому ряду министерств и организаций — это в том числе Минпромторг, Минэкономразвития, МИД, Минфин, Минтранс, Минцифры, Федеральная таможенная служба. Отчитаться о результате они должны до конца марта.

Предлагаемые меры Бизнес ФМ эксклюзивно прокомментировал заместитель руководителя ФТС России Сергей Шкляев.

До сих пор маркетплейсы в России часто выступали лишь как агрегаторы, перекладывая ответственность за подделки на продавцов. Однако громкие судебные дела, такие как недавнее мировое соглашение Wildberries с Makita более чем на 7,7 млн рублей или обвинения от китайского Poizon в том, что каждая четвертая пара кроссовок на российских площадках — подделка, показали: терпение правообладателей лопнуло. Маркетплейсы пора «обелить». По словам бизнеса, уже сейчас для этого есть все необходимое: сертификация в карточке товара со ссылкой на Росаккредитацию, маркировка и таможенные декларации.

С недавних пор маркетплейсы обмениваются данными и с налоговой. Механизмы уже есть, остается просто выстроить цепочку, говорит селлер Василий. Он продает на Ozon барный инвентарь и посуду:

«Нужно просто будет все это связать и заставить маркетплейсы этим пользоваться. То есть привязаться к каким-то государственным порталам и заняться цифровизацией. Все это будет ужесточаться. Для потребителя все будет дорожать, но зато все будет прозрачно, за исключением тех моментов, что кто-то просто уйдет в черную. Зависит от того, как это все будет реализовано. Тот же «Честный знак» до сих пор не отлажен. И насколько добросовестно маркетплейсы будут выполнять то, что им предписано? Потому что есть уже опыт прямых предписаний ФАС о конкретных ограничениях, которые маркетплейсы тем не менее успешно обходят. Там лобби очень сильное».

Площадки и сами пытаются бороться с подделками. На Wildberries, например, есть пометка «Оригинал». Ее дают продавцам, которые подтвердили подлинность своих товаров документами. Но если посмотреть отзывы на них, сразу ясно, что даже поставщики могут быть обмануты высоким качеством контрафакта, ввезенного «серым» импортом.

Брендам приходится вручную отслеживать подделки и писать жалобы, которые не всегда быстро рассматриваются. Между тем отвечает по закону за продажу нелегального импорта именно продавец, хотя некоторые направляют иски к мартеплейсам тоже. С крупных селлеров суммы компенсаций могут доходить до нескольких миллионов.

Контроль надо усиливать именно за площадками, говорит селлер Леонид, который торгует на Ozon самокатами:

«За все всегда почему-то отвечает продавец и страдает покупатель, но не площадка, которая, по сути, это продает. Мы на «Спортмастер» заходим, и у нас тут же «Спортмастер» затребовал права на продажу товаров с данным товарным знаком. То есть он сам следит за товарным знаком. А маркетплейсам все равно».

Представители ФТС не так давно предлагали обязать продавцов на платформах указывать в карточках страну происхождения, а также прикладывать документы. Но эту инициативу не поддержали ни в Минпромторге, ни в бизнес-сообществе. О механизме в интервью Бизнес ФМ рассказал заместитель руководителя ФТС России Сергей Шкляев:

Сергей ШкляевСергей Шкляев заместитель руководителя ФТС России «У нас есть в декларации и страна, и код, и номер декларации, и цифровой код маркировки. Вот тебе карточка, заполняй туда сведения, еще запиши, что страна происхождения Китай, и дальше укажи номер декларации, по которой ты ввез из-за границы. Что ты его не украл, не каким-то кустарным способом произвел. А дальше мы можем с электронными площадками выстроить сервис проверки по номеру декларации, проверить легальность происхождения этого товара».

Но, пока точечная борьба на внутреннем рынке в разгаре, мы не замечаем очевидного факта — за некоторые товары из Китая не платятся ни налоги, ни пошлины, говорит основатель Клуба партнеров на маркетплейсах Илья Бухарин:

Илья Бухарин основатель Клуба партнеров на маркетплейсах «Они спокойно размещают на маркетплейсах подделки, и им за это ничего не бывает. Они не импортируют в страну товары, они отправляют посылки физическим лицам по упрощенке, им не нужны сертификаты, не нужен «Честный знак», и объем таких заказов с каждым годом только растет».

На июнь этого года почти 40% контрафакта в России продавалось через онлайн-площадки. Но покупателей, похоже, не сильно беспокоит оригинальность товара. Согласно опросу ВШЭ, почти 13% россиян приобрели подделки в 2024 году и треть из них знали, что это не оригинал. Но вот рост цен, который точно спровоцируют новые технологичные инициативы, их вряд ли обрадует.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию