Таможня доначислила бизнесмену 1,5 млн рублей, взяв для сравнения стоимость других товаров
Лента новостей
Предприниматель завозит из Китая токарно-карусельные станки, такие используются для обработки крупных и тяжелых деталей большого диаметра. А таможня ориентировалась в своих расчетах на совершенно другие станки. Есть ли хоть какие-то правила, по которым таможня берет те или иные товары в качестве ориентира цены?

Бизнесмену с Дальнего Востока таможня доначислила 1,5 млн рублей. Инспектор в своих подсчетах опирался на данные о цене схожих товаров. Вот только предприниматель настаивает, что товары, взятые для сравнения, совершенно другие. Правомерны ли действия таможни?
В редакцию Бизнес ФМ обратился житель Благовещенска Алексей (имя изменено). Он завозит из Китая токарно-карусельные станки, такие используются для обработки крупных и тяжелых деталей большого диаметра. По словам предпринимателя, последняя партия станков в июне проходила как обычно, все документы были в порядке. Однако таможня в городе Артеме назначила дополнительную проверку. Потребовала уплатить обеспечительный платеж на 200 тысяч рублей и в качестве обоснования привела ценовой источник для сравнения. За него таможня взяла вертикальный токарный станок — но по характеристикам и задачам он сильно отличается от товара Алексея. Наш пострадавший направил жалобу, и поначалу все шло успешно:
«Жалоба рассматривается, начальник отменяет их решение, пишет, что действия таможенного органа были противоправны, но назначают новую дополнительную проверку. В результате запрашивается опять тот же список документов, который мы уже предоставляли. Таможенный орган выносит нам корректировку товара уже на 1 млн 200 тысяч, плюс штрафные санкции — пени. В общей сложности получилось 1,5 млн. Присылают решение, в котором указано, что они все действия таможенного инспектора считают правомерными. Или по какому-то шаблону они пишут, или пишут так, чтобы просто мне отказать в возврате корректировки».
Анализируя еще одно доначисление от таможни, Алексей обратил внимание, что инспектор для сравнения снова взял не тот станок — в этот раз двухстоечный, а не одностоечный, как у нашего пострадавшего. Это, по словам Алексея, все равно что сравнивать грузовой автомобиль с легковушкой: один перевозит 20 тонн, другой — нескольких пассажиров. По закону ценовой источник для таможни подбирается либо по принципу идентичности товара, что в случае станков практически нереально, они все разные, либо по принципу однородности. И таможня, по мнению Алексея, с этой задачей очевидно не справилась — станки отличаются техданными, комплектацией и не могут заменить друг друга. Также, по словам пострадавшего, таможня присылает документы, где указано не конкретное наименование товара как ценового источника, а номер декларации. То есть документа о другой поставке, у другого импортера, и даже не того же региона — не Дальнего Востока, а Петербурга. Здесь есть за что зацепиться в суде, считает адвокат, руководитель практики «Таможенное право» и «Международная торговля» BGP Litigation Александр Кирильченко:
Александр Кирильченко адвокат, руководитель практики «Таможенное право» и «Международная торговля» BGP Litigation«В случае, когда таможенник уже принимает решение о том, что нужно скорректировать таможенную стоимость, он должен показать источник информации, в том числе указать описание и характеристики товара, цену которого он берет для корректировки таможенной стоимости. И если этого нет, то это нарушение, это можно, действительно, использовать, но здесь есть и нюансы. Потому что из описания товара в другой таможенной декларации не всегда понятно, а насколько сравнимы эти товары? Вот в этом расчете описание может даваться в таком очень обобщенном виде без деталей. В этом случае бывает сложно понять, с чем тебя сравнивают. И в суде тоже можно обращать на это внимание».
Ранее БФМ рассказывала историю бизнесмена, который завез более тысячи смартфонов за три года и уверял, что все они предназначались для личного использования, а не для продажи. Таможня не поверила — и доначислила 4 млн рублей. ФТС тогда ответила редакции, что решение о том, что относить к личной, а что к коммерческой поставке, инспектор принимает самостоятельно. Юристы же говорили, что критерии в этом вопросе очень размытые, и фактически как решит конкретный таможенник в каждой конкретной ситуации — так и будет. Закон таможеннику дает лишь ориентиры — и такая же ситуация случилась с Алексеем. В недавнем интервью замруководителя ФТС Сергея Шкляева нашей радиостанции поднимался вопрос доначислений:
Сергей Шкляев замруководителя ФТС «По количеству проверок в текущем году по сравнению с прошлым годом несущественная динамика увеличения происходит. Определить таможенную стоимость всегда сложно, с учетом текущей геополитической обстановки у нас структура логистики меняется, увеличивается стоимость доставки. Безусловно, мы как таможенные органы на это реагируем, смотрим, изучаем комплекты документов. И когда нам стараются представить документы, как в старом пакете, мы всегда задаемся вопросом: «А что, у вас ничего не поменялось?» Одни и те же товары покупаются разными участниками внешнеэкономической деятельности у одного производителя. А дальше мы анализируем стоимость этих товаров, одних и тех же, от одного и того же продавца, но только в разные регионы доставлены разным участникам ВЭД. Один показывает одну стоимость, другой — совершенно другую. Есть плюс-минус накрутки торговые, но это не значит, что ты привез за рубль товар, а продашь за 100 рублей. У меня реальный резон, возникнет вопрос: «Правду ли вы говорите, что вы приобрели за рубль?»
Повторные жалобы Алексея пока ни к чему не привели, таможня продолжает настаивать на том, что подбирает ценовые источники правильно. Сейчас пострадавший готовит иск в суд.
Рекомендуем:




Рекомендуем:




















