16+
Среда, 17 декабря 2025
  • BRENT $ 60.23 / ₽ 4784
  • RTS1092.79
17 декабря 2025, 07:39 Стиль жизниКультура

В Театре наций представили спектакль «История одной фотографии»

Лента новостей

В основе постановки — два переплетающихся сюжета: личный диалог режиссера и драматурга, оказавшихся по разные стороны границы, и псевдоисторическая сюжетная линия о фотографе, мечтающем запечатлеть Максима Горького

Фото: пресс-служба

Жизнь в кадре и за кадром: в камерном Новом пространстве Театра наций — премьера спектакля «История одной фотографии». Здесь сплетаются два сюжета: личный и почти исповедальный — о нас сегодняшних; и псевдоисторический — о фотографе и Максиме Горьком.

На почти пустой сцене в приглушенных кругах света двое пытаются начать диалог заново. Она — режиссер, живет в России, он — драматург, эмигрировавший какое-то время назад. Их связывают совместная работа в театре и личный разрыв. Поводом для воссоединения становится заказ на спектакль о Максиме Горьком.

Отношение к личности классика у режиссера и драматурга разное. Но вместе они пытаются понять, почему Горький вернулся в СССР. И вместо того, чтобы искать прямые ответы в архивах, они изобретают историю на стыке вымысла и личной правды. Так появляется вымышленный фотограф Андрей Левицкий, который всю жизнь мечтал лишь об одном — сделать портрет своего кумира Горького. А рассуждая о возвращении классика в СССР, герои на самом деле ведут болезненный разговор о себе. Фотограф встретит писателя случайно на палубе соловецкого парохода. А вот что будет с героями — остается за кадром.

Все происходящее на сцене частично перекликается с личными историями авторов спектакля, а сама постановка была создана на заказ для фестиваля искусств «Горький +». Режиссер Елизавета Бондарь отмечает, что псевдодокументальность становится лишь поводом для глубоко спрятанного внутреннего диалога:

Елизавета Бондарь режиссер «С самого начала мы хотели придумать мокьюментари, такую линейную историю про фотографа, и это было очень сложно и непонятно. И самое живое в нашем творческом диалоге, мне показалось, как раз то, что мы не можем ответить на вопрос, почему Горький вернулся, и не можем одинаково смотреть на эту фигуру (у драматурга — один взгляд на Горького, у меня — другой), и он находится в другой части света, а я здесь нахожусь, и есть желание попытаться что-то вместе сделать, несмотря на то, что между нами тысячи километров. И это очень все начинает сопрягаться вместе, тут сходятся все точки. Конечно, это все сжатая история. Но мы попытались обнажить природу творческого диалога, очень смело попытались об этом говорить. Да, пускай через Горького, но Горький является отправной точкой для того, чтобы понять, что между нами сегодня происходит».

«История одной фотографии» создана для камерного пространства на стыке драматического театра и театра кукол. Режиссер и драматург в спектакле рассуждают, каким должен быть их Горький. Уверены, что Евгений Миронов с усами — точно не вариант. Решение находят быстро: фотограф, его спутник Муравей и Горький будут куклами. И это придает особую поэтику. Шарнирные персонажи, оживающие в руках актеров из театра марионеток, проживают на маленьком столе фотоателье XX век с его трагическими изломами и личные истории героев.

Придумала всю эту вселенную художник-постановщик Мария Кривцова. По ее мнению, театр кукол как язык очень хорошо подходит для жанра мокьюментари:

Мария Кривцова художник-постановщик «За что я, например, люблю театр кукол — там можно все: можно играть с масштабами, можно играть с историями. И он это позволяет, это впитывает, он снимает какие-то лишние вопросы «а почему так?», по своим законам существует. И они как раз очень хорошо ложатся вот на эту историю, которая то ли была, то ли ее не было. Потом куклы дают еще и параллельность, что есть линия драматических артистов и есть линия, которую они придумывают. Вот эта история жизни взаимоотношений Горького и фотографа. И как раз мне кажется, это очень здорово, что это разным языком рассказывается. Получается, история в истории полноценная».

«История одной фотографии» идет всего час, размеренно и неспешно. Рассчитана на зрителей от 16 лет. На ближайшие премьерные даты все билеты проданы.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию