16+
Четверг, 18 декабря 2025
  • BRENT $ 59.76 / ₽ 4804
  • RTS1080.53
18 декабря 2025, 02:20 Стиль жизниКультура

В России за два года закрылись почти 300 книжных магазинов

Лента новостей

Всего в России насчитывается 2247 книжных. Покупателей перетягивают маркетплейсы. Эксперты считают, что книжным магазинам необходима трансформация, чтобы удерживать клиентов и оставаться рентабельными

Фото: Авилов Александр/Агентство «Москва»

Обновлено 18.12 в 13:00

За 2024 и 2025 год закрылись 286 книжных магазинов по всей России, а книготорговая инфраструктура сократилась на 11%. Цифры учитывают и открытие новых магазинов. В этом году их открылось больше сотни, но закрыто в два раза больше. Это данные Российского книжного союза.

Офлайн-магазины просто не выдерживают конкуренции с маркетплейсами, ситуацию можно назвать катастрофической, считает президент Ассоциации книгораспространителей и главный редактор журнала «Книжная индустрия» Светлана Зорина:

Светлана Зорина президент Ассоциации книгораспространителей и главный редактор журнала «Книжная индустрия» «Это все равно что Москву и Санкт-Петербург оставить без книжных магазинов: сегодня в этих двух городах около 360 книжных магазинов. Нарастающий ценовой демпинг маркетплейсов дискредитирует книжные магазины в глазах покупателя. Те программы соинвестирования, которые сегодня реализуют маркетплейсы, уничтожают ценность книги. Книгу можно купить на маркетплейсе не просто по цене поставки, а по себестоимости. Порой сами издатели ужасаются: как это так — наши книги продаются по себестоимости? Этот ценовой демпинг, если он не будет остановлен в рамках закона о платформенной экономике, принятия которого мы все ждем в следующем году, приведет к обрушению рынка книжных магазинов в России. Книжный магазин — это все-таки основа книжного рынка, так же как и библиотеки. Это главные места, где читатели могут знакомиться с книгами. Это пространства культуры, наши интеллектуальные центры. Книжный магазин, как офлайн-торговля, обременен всеми налогами: НДС, налог на прибыль и полные зарплатные налоги. А маркетплейсы, как и IT-компании, имеют целый ряд льгот: труд самозанятых облагается по ставке 6%, НДС не со всей суммы, а с комиссии, налог на прибыль 5%. Маркетплейсы и книжные магазины должны существовать в едином правовом и экономическом поле. Можно конкурировать по сервису, по уровню доставки, по скорости доставки, но не входить в этот ценовой демпинг».

Книжные магазины и дальше будут закрываться, выживут те, кто немного поменяет формат. В некоторых книжных даже продают кофе, делится автор книжного телеграм-канала Books & Reviews Валерий Шабашов:

Валерий Шабашов автор книжного телеграм-канала Books & Reviews «Книжные магазины проигрывают битву. У них вариантов не так много. Это либо становиться не совсем книжными — та модель, которая у сети «Читай-город», когда книг в общем объеме не 90%, а больше половины, все остальное — это сопутствующая продукция: канцелярия, сувениры. Вторая модель — это становиться местами притяжения людей. По такой модели развиваются независимые книжные магазины, которые проводят у себя мероприятия, приглашают писателей, устраивают разные дискуссионные форматы, паблик-токи. Это хоть как-то привлекает покупателей в магазины. Другие форматы вместе с авторами развивают чтение книг. У книжного магазина сейчас есть возможность выжить, но он должен находиться на супертоповой локации, где народ толпами идет. В спальных районах, где не такой большой трафик, они, конечно, находятся под угрозой».

Проблема еще в том, что книжные магазины становятся своего рода витриной. Читатели приходят, листают книгу, а потом заказывают ее же на маркетплейсе.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию