16+
Четверг, 18 декабря 2025
  • BRENT $ 59.76 / ₽ 4804
  • RTS1080.53
18 декабря 2025, 05:18 Технологии

Прокурор Техаса обвинил производителей телевизоров в слежке за пользователями

Лента новостей

Пять компаний обвиняются в использовании встроенной технологии для сбора данных для их дальнейшей монетизации. Насколько обоснованно обвинение?

Фото: Александр Подшивалов / Фотобанк Лори

Крупнейшие производители телевизоров оказались в центре громкого судебного разбирательства в США. Генпрокурор Техаса Кен Пакстон обвинил корпорации Sony, Samsung, LG, а также китайские компании Hisense и TCL в тайном сборе данных о зрителях и продаже этой информации. При этом речь идет об информации о телесмотрении.

Согласно иску, технология автоматического распознавания контента, или ACR, которой оснащены все современные телевизоры и другие сетевые устройства, работает в постоянном режиме и незаметно для владельца фиксирует все, что происходит на экране: просмотр фильмов и сериалов на стримингах, телевизионных передач, игровых сессий и даже личного контента с подключенных камер. Полученные сведения, как утверждается, затем используются для формирования детальных поведенческих портретов пользователей и впоследствии монетизируются через продажу рекламодателям.

Прокурора особенно возмутило, как компании получают согласие пользователей. По его мнению, настройки телевизоров сделаны так, чтобы обманом заставить людей согласиться на слежку. Принять условия — просто и быстро, а вот чтобы найти и отключить эту функцию, нужно копаться в меню. А в пользовательских соглашениях формулировки размыты и не раскрывают истинных масштабов сбора данных.

Эксперт по информационной безопасности, гендиректор Phishman Алексей Горелкин считает, что обвинения сильно раздуты:

Алексей ГорелкинАлексей Горелкин эксперт по информационной безопасности, гендиректор Phishman «Что эта технология делает? Она берет некие скриншоты (можно и небольшой кусок звука захватить) и отправляет их на серверы компаний, там они сравниваются с базой данных для простой цели — чтобы понять, что человеку рекламировать. Работают ли у нас похожие системы? Конечно, работают. Более того, обладают похожими технологиями мобильные телефоны, современные компьютеры, операционные системы. Но благо в том, что нас всегда спрашивают, готовы ли мы на отправку рекламы, необязательных данных, на то, чтобы собирался подробный рекламный профиль. Необходимо просто отказаться от этого, если вас это смущает. Это можно сделать либо при первоначальном запуске устройства, либо потом зайти в настройки приватности и конфиденциальности, в настройки рекламы. До тех пор пока кнопочка «отказаться» работает, никакой критичности нет. В целом я сомневаюсь в успехе техасского прокурора».

В иске техасского генпрокурора четко прослеживается не только правовая, но и откровенно геополитическая линия. Он указывает на дополнительные риски, связанные с производителями из Китая: Hisense и TCL. Апелляция к китайскому законодательству о национальной безопасности — ключевой инструмент в этой аргументации. Прокуратура утверждает, что эти законы де-факто обязывают китайские компании, где бы они ни работали, предоставлять собранные данные по требованию властей Пекина. Таким образом, обычный смарт-телевизор в американской гостиной потенциально превращается в инструмент сбора разведданных для иностранного государства.

С одной стороны, ситуация доведена до абсурда, так как речь идет об информации о просмотре телевизора. Но с другой — все эти опасения возникли не на пустом месте. Продолжает гендиректор группы компаний ComNews Леонид Коник:

Леонид КоникЛеонид Коник генеральный директор группы компаний ComNews «Мне искренне не кажется, что, если, например, японский производитель телевизоров Sony узнает, какие конкретно телеканалы смотрит определенный житель штата Техас, это как-то нарушит его приватность. Другое дело, что производитель никогда не сообщает потребителю о том, какие именно данные он собирает и с какой частотой. И тут, конечно, есть «серая» зона. К сожалению, подобный бесконтрольный сбор информации с удаленных и подключенных к сетям устройств может использоваться и для разнообразных неблаговидных целей. Наверное, в конкретном случае смешно, но в общем случае было бы правильно в инструкции, которая прилагается к телевизору или любому другому электронному устройству, четко и по пунктам сообщить, какие данные собирает это устройство, с какой частотой, куда направляет и с какой целью. На наших глазах былой глобальный рынок разваливается на национальные куски и на большие государства, в первую очередь технологически продвинутые, они обвиняют друг друга в шпионских страстях».

То есть речь уже не столько о том, насколько удобна или этична рекламная модель, основанная на слежке, сколько о том, кому принадлежит цифровой суверенитет и кто контролирует потоки данных, проходящие через бытовые устройства.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию