Сервисы бронирования начали повышать комиссии для гостиничного бизнеса
Лента новостей
Агрегаторы объясняют изменения ростом аудитории, инфляцией, увеличением налоговой нагрузки и необходимостью инвестировать в развитие сервисов. В гостиничном бизнесе отмечают, что комиссии со временем будут переложены на конечного потребителя

Сразу несколько онлайн-сервисов по бронированию отелей повысили комиссию для гостиничного бизнеса и для тех, кто сдает квартиры посуточно. В начале недели, 16 декабря, «Яндекс Путешествия» сообщили партнерам о повышении комиссии за размещение на платформе на 2%. То есть вместо 15% отельеры и владельцы посуточного жилья будут платить 17% сервису.
Среди компаний, изменивших условия, — и «Авито Путешествия», где услуги продвижения домов, дач и коттеджей подорожали на 20%, а также сервис для управления посуточной недвижимостью RealtyCalendar.
Представители онлайн-агрегаторов объясняют это инвестициями, вложенными в развитие сервисов на фоне роста их аудитории. Представители гостиничного сектора отмечают, что это приведет к удорожанию цен на номера для конечного потребителя.
Генеральный директор и совладелец Zont Hotel Group Николай Филатов:
— Любого бизнесмена повышение тарифов со стороны партнеров не радует. Когда несколько лет назад в гостиничном бизнесе был один монстр — Booking, все на него жутко ругались. Сейчас уже подзабыли, но у него были ставки от 17% и выше. И все говорили, что, как только появится конкуренция, тарифы опустятся. Но вот у нас конкуренция появилась, а тариф сейчас практически приближается к тем, которые были у Booking. Это объективная реальность, потому что издержки растут, с 2026 года увеличиваются налоговые ставки для всех, рост НДС. Куда деваться? По-прежнему будем с ними работать, точно не откажемся, потому что это каналы продаж. И сегодня это ключевая история бизнеса, которая работает на рынке с клиентами.
— А вас площадки уже оповестили?
— Кто-то уже да, кто-то это делает скрытным образом: ты можешь оставить старый тариф, но ты будешь отставать в выдаче, твой объект по пониженной комиссии будет где-то внизу, и, соответственно, у тебя будут падать продажи. И чтобы подниматься вверх, тебе нужно переходить на другой тариф.
— Вынуждены ли вы в связи с этим поднимать стоимость?
— Маржинальность крайне низкая, поэтому, конечно, хотелось бы тоже немножко поднять цены, но конкуренция высокая. Ты не всегда это можешь делать. У нас есть объекты в гостинице, те, которые новые, которые с хорошей локацией, там мы цены поднимаем. Но есть объекты не очень новые, и там поднять цену практически невозможно. В этом случае издержки просто ложатся на нас.
Владелец нижегородской турбазы «В гостях у сказки» Олег Шлоков:
— Вынужден либо поднимать цены, либо терпеть убытки. Чего ж хорошего, когда агрегаторы поднимают цены?
— А есть сейчас понимание, как поступить, готовы ли вы еще какое-то время тянуть или уже будете вынуждены поднимать ценник?
— Пока люди заранее выкупили новогодние праздники, у меня сезон закрылся по Новому году концом сентября. Эти цены я пересматривать и по закону не имею права, и по морально-нравственным соображениям я этого делать не буду. А после Нового года — посмотрим.
— Платформы вас извещали?
— Официальных уведомлений, мне во всяком случае, не приходило от них.
— Где вы размещаетесь, какими платформами пользуетесь?
— «Яндекс Путешествия», «Броневик», «Командировка.ру». Это три самых значимых. Но с агрегаторов мало приходит. На самом деле сарафанное радио — самое эффективное. В процентном отношении с агрегаторов приходит 10-15%, даже если потерять их, трагедией это не будет.
Юнис Теймурханлы, владелец отеля «Гельвеция» в Санкт-Петербурге:
«На рынке гостиничных услуг, среди отельеров, среди коллег возник переполох. Агрегатор «Яндекс Путешествия» первым в одностороннем порядке объявил, что поднимает комиссию с 15% до 17%, а по некоторым маркетинговым программам до 20%-25% — по «премьер» и «премьер про», это программа продвижения. Это послужило шоком для рынка, потому что рынок устроен таким образом, что изначально эти расходы на потребителя не переложить. Это является себестоимостью продажи самого номера, поэтому это ведет к резкому росту себестоимости номера. Начал это именно сервис «Яндекс Путешествия». Доля этого агрегатора растет на рынке большими темпами. И начали включаться и другие игроки рынка, тот же «Авито Путешествия», за ними подтянутся и остальные агрегаторы и тоже начнут повышать комиссии. На каком-то этапе это будет за счет гостиниц. Ну а дальше, конечно, это будет переложено на потребителя. Безусловно, вырастут цены на номера, потому что, как мы понимаем, любые расходы, которые растут, они отражаются на конечной стоимости».
Пересмотр тарифов связан с экономическими условиями, которые оказывают давление на туристический рынок, в том числе на агрегаторы, говорит директор Ассоциации туристических агрегаторов Александр Брагин:
Александр Брагин директор Ассоциации туристических агрегаторов «Семипроцентная инфляция в 2025 году, рост налоговой нагрузки с 20% до 22% в части НДС, также повлияло общее увеличение издержек у бизнеса. При этом агрегаторы сегодня должны уже больше инвестировать в сервис, расширять службы поддержки, дорабатывать технологии, улучшать продукт. Пользователей у агрегаторов становится больше, и растут их ожидания. Поэтому некоторые платформы — я хочу подчеркнуть, именно некоторые — могут корректировать тарифы, но не все и не одинаково. Все зависит от конкретной выбранной бизнес-модели. При этом корректировка тарифных планов не превышает пока пары процентных пунктов. В среднем на рынке диапазон комиссии агрегаторов сегодня составляет от 15% до 25%. Это зависит от того тарифа, который выбирает отель, это вполне соответствует международной практике. На рынке за рубежом тарифы бывают и выше. При этом рынок сейчас очень высококонкурентный. Такого монополиста, как Booking, который диктует условия, как это было до 2022 года, сейчас нет. Игроков много, тарифы разные. Плюс у отельеров, конечно же, остается опция прямых продаж. Поэтому выбор есть. Важно здесь еще понимать, что из-за инфляции стоимость прямых продаж тоже возросла. Она складывается из маркетинга и обслуживания платежей, модулей бронирования. Сами отельеры, равно как и другие игроки рынка, вынуждены повышать цены на свои услуги, и тоже делают это регулярно. Комиссия — это не плата за воздух, это стоимость привлечения гостя и набора конкретных услуг, стоимость продвижения, стоимость безопасных платежей, поддержки и аналитики».
Представители сервиса «Яндекс Путешествия» заявили, что новые инструменты, инвестировав в которые сервис повысил комиссию, помогут гостиницам привлекать больше гостей. Там уточнили, что заранее уведомили всех партнеров об этих изменениях и что для бронирований, созданных до 1 февраля, будут действовать текущие условия.
Рекомендуем:




Рекомендуем:

























