Рейтинг худших вузов: как его составить и какие проблемы этим решить?
Путин предложил составить рейтинг ста худших образовательных учреждений РФ
Лента новостей
Выявить сто худших образовательных учреждений России предложил президент на сегодняшнем заседании Госсовета. Такой рейтинг, по словам президента, нужен для оказания помощи вузам и общего улучшения качества образования. Каковы могут быть плюсы и минусы его составления для конкретных вузов?

Как в России будут выявлять 100 худших образовательных учреждений? Идею создать такой «антирейтинг» предложил президент Путин в ходе заседания Госсовета по вопросам подготовки кадров. Это нужно для того, чтобы оказать помощь образовательным организациям с худшими показателями и чтобы улучшить качество образования по всей стране.
Какие критерии могут быть у этого «антирейтинга» и какие риски он может в себе нести?
Как заявил Владимир Путин, сейчас перед системой образования стоит цель — не допустить разделения между «интеллектуальными элитами» и «людьми-автоматами», которые умеют только нажимать на кнопки. Качество образования нужно улучшать по всей России, а кадровые вопросы являются фундаментальными для развития страны.
В ходе заседания президент отметил, что Минтруд России подготовил рейтинг, который демонстрирует уровень трудоустройства выпускников и размер их заработной платы. Владимир Путин предложил, чтобы каждый год определялись 100 образовательных учреждений с худшими результатами по этим показателям.
Таким организациям нужно помогать и совместно с региональными властями формировать и реализовывать программы их оздоровления или реорганизации. Владимир Путин подчеркнул, что этим обязательно надо заняться, так как, цитата, «никакого болота у нас здесь не должно быть».
Рейтинг будет отдельно для вузов и отдельно для колледжей, считает директор — организатор Школы вычислительных социальных наук Европейского университета в Санкт-Петербурге, доктор технических наук Евгений Котельников:
Евгений Котельников директор — организатор Школы вычислительных социальных наук Европейского университета в Санкт–Петербурге, доктор технических наук «Президент говорил о качестве подготовки в системе профессионального образования, включая как высшее профессиональное образование, то есть вузы, так и среднее, то есть колледжи и техникумы. Полагаю, что будущий рейтинг, как и нынешний, будет отдельно по вузам, отдельно по колледжам и техникумам. Но, конечно, хотелось бы, чтобы учитывались не только показатели трудоустройства, но и другие критерии качества работы образовательных организаций. Например, для вузов важна научная составляющая, количество и уровень публикации, гранты, подготовка будущих ученых в аспирантуре».
Всего в России насчитывается более 1000 вузов, а программы среднего профессионального образования реализуют около 3,2 тысячи колледжей и техникумов.
Каким образом образовательным учреждениям с плохими показателями можно оказать поддержку? Рассуждает первый зампредседателя комитета Госдумы по науке и высшему образованию, член фракции КПРФ Олег Смолин:
Олег Смолин первый зампредседателя комитета Госдумы по науке и высшему образованию, член фракции КПРФ «Если у колледжей и вузов неважные показатели трудоустройства, то им действительно нужно помогать, с моей точки зрения, но ни в коем случае не, что называется, душить. Я думаю, что у нас такой дефицит кадров, что путем массового закрытия учебных заведений мы кадры лучше не подготовим. А вот помочь тем, у кого не лучшие рейтинги, наверняка можно, может быть, например, установив связи между ними и теми, у кого показатели трудоустройства самые лучшие. Конечно, это не очень просто, это сложнее, чем считать баллы ЕГЭ, но это гораздо более правильно».
О возможных рисках создания «антирейтинга» учебных заведений говорит ведущий эксперт Института фундаментальных проблем социогуманитарных наук, руководитель проектного офиса «Обучение служением» НИЯУ МИФИ Яков Якубович:
Яков Якубович ведущий эксперт Института фундаментальных проблем социогуманитарных наук, руководитель проектного офиса «Обучение служением» НИЯУ МИФИ «Первый главный риск — это подмена сути этой инициативы простой отчетностью, есть большая вероятность, что вместо реального улучшения вузы начнут играть в цифры, подгонять показатели трудоустройства, формально выполнять требования, лишь бы только не попасть в этот антирейтинг. Второй риск — это валовые критерии, если оценивать, условно, медицинские и технические вузы только по средней зарплате выпускников, мы потеряем уникальные, но необходимые стране программы, качество гуманитарного образования или фундаментальной науки так просто в цифры не уложишь. Ну и третий риск это стигма, сам ярлык «худший» может добить вуз. Абитуриенты просто-напросто отвернутся, лучшие преподаватели уйдут, контрольные цифры приема практически будут обнулены, и вместо обещанной помощи мы получим закрытие, что не решит кадровую проблему в регионе».
Президент в ходе заседания также указал, что сейчас безработица находится на исторически низком уровне, — показатель составляет 2,2%.
Однако сейчас на рынке труда наблюдается дефицит свободной рабочей силы, из-за чего и уделяется такое внимание процессу подготовки кадров. По отдельным секторам экономики, особенно в производстве, спрос на квалифицированных специалистов многократно превышает предложение, отметил президент.
Рекомендуем:




Рекомендуем:


























