16+
Среда, 21 января 2026
  • BRENT $ 64.97 / ₽ 5056
  • RTS1125.93
21 января 2026, 19:11 Политика

Трамп на Давосе критикует Европу и настаивает на покупке Гренландии

Лента новостей

Речь президента США превысила установленные 45 минут, в ее ходе Трамп успел раскритиковать экономику Европы, личности ее лидеров, похвалиться достижениями США и снова потребовать продать ему Гренландию. А также заявил, что встретится на форуме с Зеленским, который ранее публично заявил, что в Давос не поедет

Дональд Трамп.
Дональд Трамп. Фото: REUTERS/Jonathan Ernst

Обновлено в 20:00

Дональд Трамп больше часа выступал на форуме в Давосе. Начал свое выступление президент США с критики Европы. Экономика США, по его словам, растет, а вот европейские страны находятся «не в лучшем состоянии». «Я думаю, что Европа движется в неправильном направлении. За последнее десятилетие Европа стала проблемным континентом», — заявил Трамп.

Среди основных проблем Европы он назвал миграцию и снижение инвестиций.
Раскритиковал он зеленую политику европейцев, ветряные станции, по словам Трампа, закупают «тупые люди». Также он высмеял Эммануэля Макрона, который выступал в Давосе в солнцезащитных очках из-за лопнувшего сосуда в глазу. «Что, черт возьми, с ним произошло?» — спросил у аудитории Трамп. Отдельный большой блок Трамп, как все и ожидали, посвятил центральной теме Давоса — Гренландии:

«Я настаиваю на немедленных переговорах, чтобы еще раз обсудить вопрос о приобретении Гренландии Соединенными Штатами. Так же, как мы приобрели много территорий на протяжении нашей истории, как и многие европейские страны, в этом нет ничего плохого. Ни одно государство или группа государств, кроме Соединенных Штатов, не в состоянии защитить Гренландию. Мы — великая держава, гораздо более могущественная, чем люди могут себе представить. Я думаю, они поняли это две недели назад в Венесуэле. Вы видели это во время Второй мировой войны, когда Дания уступила Германии всего после шести часов боев и была совершенно не в состоянии защитить ни себя, ни Гренландию. В тот момент Соединенные Штаты были вынуждены действовать. Мы чувствовали себя обязанными сделать это — направить наши собственные силы для удержания Гренландии. Может быть, сейчас вы бы говорили на немецком и, может быть, немного на японском. Мы вернули Гренландию обратно, но они (Дания) сегодня такие неблагодарные».

Говоря о Гренландии, Трамп заявил: «Мы хотим кусочек льда для безопасности мира, а они нам не дают… У них есть выбор: согласиться, и мы будем очень благодарны. Или сказать нет, и мы это запомним». Впрочем, Трамп заверил, что военную силу для контроля над Гренландией применять не будет.

После Гренландии президент США перешел на тему Украины: «Я веду переговоры с президентом Путиным, и он хочет заключить сделку. Я в это верю. Я также веду переговоры с президентом Зеленским, и я думаю, что он тоже хочет заключить сделку. Я встречаюсь с ним сегодня».

Зеленский ранее заявил, что в Давос не поедет, так как не готовы соглашения, ни так называемый «план процветания» Украины, ни гарантии безопасности. Впрочем, Зеленский завтра все же встретится с Трампом в Давосе, уверяет Axios со ссылкой на украинского чиновника. Встреча состоится до того, как Стив Уиткофф и Джаред Кушнер отправятся в Москву на встречу с Путиным.

Комментирует председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов:

— Будущее не прояснилось, потому что ничего нового Трамп не сказал. Единственное, что он подтвердил, повторил и возвращался к этому в своем стиле раз шесть, наверное, за время речи, что Соединенным Штатам нужна Гренландия, она обязательно требуется для обеспечения безопасности, никто не способен, кроме американцев, ее защитить. Появился новый мотив, что, если бы не мы, у вас бы вообще этого ничего не было, потому что мы спасли Гренландию, когда Дания была оккупирована, а потом мы вернули, а теперь мы хотим обратно. Короче говоря, весь набор, он не отходит от этой позиции. В целом, мне кажется, речь очень предсказуемая, собственно, такую и ждали. Я бы не сказал, что она перевернула у кого-то сознание, она просто подтвердила все то, что и так мы знали о Трампе, и его неимоверную последовательность, вот он одно и то же все время проводит.

— Если раньше он не исключал и военного варианта, скажем так, захват Гренландии, точнее, не давал ответ точный, что он не будет этого делать. Теперь он сказал, что не собирается применять военные силы для получения контроля над Гренландией, собирается ее приобрести.

— За несколько дней до начала войны с Ираном Израиля и США Трамп заверил, что не собирается он пока этого делать, но потом это случилось. Сейчас он сказал одно, завтра он скажет другое, что он ничего не исключает. Я не знаю, как он собирается приобретать, если следовать все-таки каким-то законодательным процедурам, даже при максимально благоприятном ходе событий, допустим, в Гренландии все хотят, соблюдается законный порядок действий, сенат и Конгресс США согласны и так далее, и так далее, это годы, это не бывает вот быстро. Но, более того, пока нет никаких предпосылок, потому что никто, кроме Трампа, в общем-то, не приветствует это. Так что я не знаю, что он имеет в виду, я бы предположил, что результатом могла бы стать какая-то «бомбическая супернебывалая сделка», по которой Соединенные Штаты получают в Гренландии все возможные права на миллион лет, но Трамп при этом все-таки все время подчеркивает одно и то же, что мы должны владеть, а не пользоваться. Такое ощущение, что он берет европейцев, что называется, на понт, рассчитывая, что если их давить и давить вот так последовательно некоторое время, то они уже сами скажут, слушайте, ну на самом деле, ну, вообще говоря, ну это же Америка, а не Европа, ну почему мы так упираемся, и тогда вот лед тронется.

— По Украине, Зеленскому, сначала были сообщения СМИ, что Трамп не хочет встречаться с Зеленским, Зеленский сказал, что ему нечего делать в Давосе, поскольку на Украине дел много. Теперь вдруг сообщают, что Зеленский там будет завтра встречаться с Трампом.

— Мы почему-то ожидаем от каждой встречи кого-то с кем-то обязательно договоренностей, но уже понятно, что так не будет, и мы находимся в середине или, не знаю, в какой части очень вязкого долгого процесса. Что они могут друг другу сказать, да, я думаю, все то же самое, что и всегда. Что именно — мы не знаем, потому что все-таки есть публичная сторона, в том числе и то, что говорит Трамп, и другое говорит Зеленский, и третье говорит еще кто-то, а есть какой-то процесс, который идет, и тот факт, что там Кушнер, Уиткофф едут в Москву встречаться с президентом России, показывает, что что-то там все равно шевелится и происходит, но что именно, мы не знаем. А что касается вот этих встреч, я не думаю, что на каждой из них происходит нечто, что куда-то что-то сдвигает. Вот только что Макрон, спасибо ему большое, он любитель выплескивать всякое наружу, ну и французы показали кусок видеопереговоров, там европейцы звонят Трампу от Зеленского, вот из этого куска ну просто сразу видно, что переговоры проходят совершенно не так, как потом пытаются представить все участники. Все участники пытаются представить как нечто содержательное, а на самом деле вот из того, что мы видели, там особого содержания нет, есть какой-то обмен фразами, которые дальше каждый по-своему интерпретирует. Поэтому ждать я бы ничего сейчас не стал, а то, что процесс какой-то идет и, видимо, будет продолжаться.

Трамп в Давосе заявил, что ситуация вокруг Украины дошла до точки, когда стороны могут договориться. При этом отметил, что урегулированием на Украине должна заниматься ООН, а не США. «Я не должен этим заниматься, но это не важно. Это нужно сделать, чтобы спасти множество жизней», — добавил он. Комментирует политолог Малек Дудаков:

Малек Дудаков Малек Дудаков политолог-американист На самом деле, на текущий момент мы видим, что повестка Всемирного экономического форума в Давосе как бы сместилась далеко в сторону от Украины, но полностью про украинский кризис и американская администрация, и европейцы точно не забывают. Вот, то есть, как мы видим, в рамках состоявшегося выступления Дональда Трампа в основном он уделял внимание нынешним противоречиям, которые складываются в отношениях между Соединенными Штатами и Европой. Но тем не менее про Украину он тоже между делом упомянул, да и, судя по всему, все-таки в какой-то степени встречи и переговоры американской делегации с украинской делегацией на полях Давосского форума могут пройти. Ну и это было бы логично организовать, учитывая, что впереди визит Стива Уиткоффа в Российскую Федерацию. Поэтому было бы логично американским эмиссарам, спецпосланникам не просто так в нашу страну приезжать, а показать какие-то подвижки и результаты своих очень сложных переговоров и с европейской «партией войны», и с украинскими лоббистами. При этом, на мой взгляд, на текущий момент переговорная позиция Соединенных Штатов точно укрепилась, потому что в условиях кризиса вокруг Гренландии, в условиях новой разгоревшейся торговой войны между США и Европой, европейская «партия войны» оказывается в уязвимом положении, в растерянности; их вывели из баланса. Сейчас я думаю, что американцам проще будет продавливать европейцев и украинцев по всем направлениям, включая, конечно, и вопрос, связанный с Украиной. Более того, я думаю, что Трамп, например, может предложить европейцам, скажем, такую очень простую сделку: что он смягчает давление в отношении Гренландии в обмен на то, что европейцы в полной мере соглашаются с требованиями Соединенных Штатов по Украине. То есть вот, например, вот такого сценария я бы точно не исключал. Вот поэтому нынешний кризис трансатлантических отношений открывает новые возможности для России, и, безусловно, я думаю, что мы будем этими возможностями пользоваться».

Из других заявлений Трампа на форуме:

США разработали оружие, которое способно уничтожить все одной ракетой. Также Штаты применили при рейде в Венесуэле оружие, о котором раньше никто не слышал.
За полгода Венесуэла заработает больше, чем за 20 лет. Но мы разделим с ними доходы, подчеркнул Трамп.


Также Вашингтон, по его словам, вводит пошлины против других стран, чтобы исправить нанесенный ущерб Штатам. С помощью пошлин удалось радикально сократить растущий торговый дефицит США, заверил Трамп.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию