Комиссия на маркетплейсах должна быть одна для всех, заявили Бизнес ФМ в Минпромторге
Лента новостей
В эксклюзивном интервью Бизнес ФМ статс-секретарь, замминистра промышленности и торговли Роман Чекушов сообщил, что размер комиссии не должен меняться в зависимости от того, где находится сам продавец. Это предусматривает новая концепция торговли, обсуждаемая в правительстве РФ

Размер комиссии не должен меняться в зависимости от того, где находится сам продавец — в России или за границей. Это предусматривает новая концепция торговли, о которой Бизнес ФМ рассказали в Минпромторге. Сейчас же маркетплейсы берут с китайских селлеров намного меньше, чем с российских, что убивает бизнес последних.
Ивановские предприниматели обвинили маркетплейсы в глубоком кризисе швейной отрасли — Бизнес ФМ об этом уже рассказывала. Картина примерно одинаковая у всех, кто делает свою одежду и торгует ею на онлайн-платформах: дешевый китайский ширпотреб вытесняет другую продукцию. А дешевый он не из-за того, что массовое производство в КНР позволяет снижать издержки, а потому, что китайские селлеры пользуются на российских маркетплейсах существенными преференциями. Выражается это в том числе в размере комиссии, который у китайских селлеров примерно в два раза ниже, чем у российских.
Продолжает Яна Ямщикова — индивидуальный предприниматель из Иванова, она шьет женскую и детскую трикотажную одежду:
Яна Ямщикова индивидуальный предприниматель из Иванова «Мы неконкурентоспособны, потому что размер моей комиссии и сумма моих расходов на маркетплейсе составляют сейчас около 70%, а у наших иностранных коллег 30-40%. Нам от цены сейчас остается 30%. И с этих 30% я вынуждена платить и зарплату, и налоги, и аренду, вынуждена закупать ткани — в итоге у нас ничего не остается. Плюс к этому упали все продажи в восемь-десять раз. Мы уже на рынке более 25 лет, у нас есть оптовые продажи, они занимают большую часть, это именно женский трикотаж. Но маркетплейсы съедают и наших оптовиков, то есть к нам приходят оптовики и говорят: «Ребята, мы закрываемся. Все, мы не работаем».
От неравных условий на маркетплейсах страдают не только производители. Селлер из Самары Иван продает на онлайн-платформах готовые комплекты для натяжных потолков, и он тоже не может конкурировать с китайцами. Проблема та же: продавцы из КНР отдают российским маркетплейсам намного меньше, чем Иван:
«Мы общались с нашими партнерами из Китая, сверялись по цифрам, у них около 20%. Это был ноябрь-декабрь. Мы по своим цифрам тогда получали около 40%. В конце года мы стали сводить цифры — комиссия уже получалась почти 100%. Я понимаю, что Ozon по FBS (продажа со своего склада. — Прим. ред.) у меня берет 100% от стоимости моего комплекта. То есть если у меня стоит 7 тысяч рублей, то я 7 тысяч еще закладываю на Ozon, плюс еще налог, который я заплачу. Я понимаю, что уже не могу продавать своим клиентам, потому что это действительно дорого, я не конкурирую по ценнику абсолютно. Мы уже не можем торговать так, как раньше на маркетплейсах, эта тема уходит. Мы сейчас уже ищем другие варианты, где можно продавать, и сообщаем это клиентам».
Закон о платформенной экономике, известный также как «закон о маркетплейсах», вступает в силу 1 октября. Он должен снять многие проблемы во взаимодействии платформ, продавцов и покупателей. В частности, закон обязывает платформы быть прозрачными, запрещает дискриминацию продавцов и защищает потребителей. Правда, это не касается размера комиссий для российских и иностранных селлеров. И это, очевидно, нужно исправить. Соответствующее предложение есть в новой концепции торговли, рассказал Бизнес ФМ статс-секретарь, замминистра промышленности и торговли Роман Чекушов:
Роман Чекушов статс-секретарь, замминистра промышленности и торговли «Продавец товара, или селлер, говоря языком онлайн торговли, может находиться в другой стране — неважно, в какой, — и платить меньшую комиссию, чем селлер, который продает аналогичный товар в Российской Федерации. Здесь косвенно, иногда и напрямую, затрагиваются права наших производителей. Российские промышленники, особенно производители потребительских товаров, работают в основном с российскими селлерами: либо сами выступают такими селлерами, либо работают через какую-то торговую компанию, которая также является селлером. Справедливо, когда и российские селлеры, и иностранные селлеры имеют равные условия по уплате комиссии через посредников».
Редакция Бизнес ФМ направила запрос маркетплейсам относительно комиссий для российских и иностранных продавцов. В Ozon от комментариев отказались, а представитель Wildberries сообщил, что платформа находится в диалоге с Минфином и профильными ведомствами по вопросам регулирования трансграничной электронной торговли. Маркетплейс поддерживает «формирование единых и прозрачных правил для всех участников рынка и недопущение недобросовестной конкуренции».
Рекомендуем:




Рекомендуем:




















