«Общественная потребительская инициатива»: у 45% российских стоматологических клиник нет лицензии
Лента новостей
Исследование проводилось путем сопоставления данных из различных государственных информационных систем. Данные о стоматологиях сопоставлялись с реестром медицинских лицензий, данными систем ГИС МДЛП и ГИС МТ и системами прослеживаемости медицинских препаратов. Может ли вообще стоматологическая клиника или врач начать практику без получения лицензии?

Почти у половины российских стоматологических клиник нет лицензии или регистрации в системах отслеживания лекарств и товаров. Об этом пишут «Известия» со ссылкой на исследование «Общественной потребительской инициативы» (некоммерческое объединение потребителей, созданное при поддержке Российского государственного торгово-экономического университета. — БФМ). Анализ показал, что у индивидуальных предпринимателей нарушения достигают 56%, у юрлиц — 11,5%. В стоматологии доля ИП превышает 70%, что приводит к среднему уровню нарушений около 45%. В Санкт-Петербурге и Москве нарушения составляют около 80%, в Свердловской и Челябинской областях — почти 70%.
Общественники обратились к первому вице-премьеру Денису Мантурову с просьбой разрешить проведение внеплановых проверок частных стоматологий, установить одинаковые штрафы для ИП и юрлиц, внедрить автоматические штрафы через маркировку и запретить рекламу сомнительных клиник онлайн.
В своем обращении общественники отмечают, что рынок стоматологических услуг в 2025 году вырос до 800 млрд рублей, но значительная часть оборота остается в тени, создавая риски для здоровья граждан и нанося ущерб госбюджету и честному бизнесу.
Говорит председатель «Общественной потребительской инициативы» Олег Павлов:
Олег Павлов председатель «Общественной потребительской инициативы» «Исследование проводилось путем сопоставления данных из различных государственных информационных систем. Анализировались все хозяйствующие субъекты в формате ООО и в формате ИП, которые осуществляют вид деятельности «Стоматология», и, собственно, сопоставлялись данные с реестром лицензий выданных медицинских и данные систем прослеживаемости о регистрации данных хозяйствующих субъектов в системе ГИС МДЛП и ГИС МТ, системами прослеживаемости медицинских препаратов. Отсутствие регистрации в данных системах означает, что компания занимается оборотом нелегальной продукции: нелегальных лекарств, нелегальных медицинских препаратов и нелегальных медицинских изделий, которые зачастую ввозятся без соблюдения правил хранения, транспортировки, без соблюдения температурного режима. Это существенно повышает риски для потребителей. Но не менее важно, что ущерб в этом случае причиняется и бюджету, поскольку при ввозе таких препаратов и изделий не уплачиваются установленные налоги и сборы. Также не менее важно, что ущерб причиняется добросовестному бизнесу, который работает с соблюдением всех установленных лицензионных требований, а также осуществляет деятельность с использованием легальных лекарств и легальных изделий. Если мы говорим об отсутствии лицензии, то здесь основные риски связаны с тем, что такая компания не соответствует базовым требованиям для вида деятельности. То есть у нее могут быть ненадлежащие помещения, ненадлежащее оборудование, а также недостаточно квалифицированный или вообще неквалифицированный персонал».
Если бы статистика, приведенная «Общественной потребительской инициативой», соответствовала действительности, то стоматологические клиники бы просто не работали, говорит главный врач стоматологической клиники «Марс 53» Андрей Жеребцов:
Андрей Жеребцов главный врач стоматологической клиники «Марс 53» «Информация, которая сейчас муссируется в СМИ, к сожалению, неправильна. То, что 80% стоматологических клиник или стоматологов не имеют документов, — не может быть такого. Тогда бы не работали стоматологические учреждения, потому что стоматологическое учреждение должно иметь лицензию. Это самое главное, потому что лицензируются помещения для ведения деятельности. Также для того, чтобы получить эту лицензию, надо пройти ряд согласований с административными органами. Этот врач должен иметь все сертификаты, диплом об образовании, дипломы о подготовке, если надо, необходимый стаж работы, он должен иметь медицинскую документацию как допуск к работе. Только после этого организация может подать документы на лицензирование. Лицензирование проводится в несколько этапов, включая выезд непосредственно на объект. То есть просто так взять врачу-стоматологу и открыть кабинет практически невозможно. Однако есть такая форма, как индивидуальный предприниматель. И в этом случае врач-стоматолог может открыть кабинет уже на базе действующего ООО, то есть уже на базе действующей стоматологической клиники. И в этом случае врач берет в аренду помещение, заключает договор с ООО, и, таким образом, он может вести лечебную деятельность. Но он также получает лицензию, разрешение на ведение экономической деятельности, расчетный счет в банке, кассовый аппарат, выбирает систему налогообложения, по которой он будет работать, и далее начинает вести прием. Но самое неприятное в этом виде деятельности — это то, что врач уже при работе на ИП отвечает полностью сам за себя. И такого врача легче юридически подловить, потому что он, получается, один и ему приходится нанимать дополнительно штат сотрудников, таких как бухгалтер, юрист, медсестра. И это все существенно повышает расходы на ведение бизнеса, стоимость лечения будет оставаться довольно-таки высокой, и врачу приходится раздваиваться: он одновременно и административный работник, и он еще лечащий врач. Если организация ведет всю документацию в порядке существующей законодательной базы, то любая внеплановая проверка может быть связана только с жалобой пациента, а все проверки проводятся в плановом режиме, потому что у Роспотребнадзора есть календарь плановых проверок, сейчас на 2026 год. Любая компания может войти в этот календарь на сайте Роспотребнадзора и посмотреть, подлежит ли проверке компания в данном году. Все достаточно прозрачно и ясно».
Пресс-служба Центра перспективных технологий сообщила, что если стоматологический кабинет работает без лицензии, то он автоматически не зарегистрирован в системе мониторинга движения лекарственных препаратов. Подобные случаи — грубое нарушение законодательства, они подлежат передаче в органы прокуратуры для принятия мер, подчеркнули в организации.
Рекомендуем:




Рекомендуем:



















