Почему маркетплейсы повышают комиссию для российских производителей и продавцов?
Лента новостей
В редакцию Бизнес ФМ приходят жалобы предпринимателей на сверхвысокие комиссии торговых площадок. При этом для иностранных магазинов, в первую очередь китайских, тарифы остаются намного ниже. Из-за этого российские производители проигрывают конкуренцию зарубежным. Власти об этой проблеме знают, но пока ее не решили

Предпринимательница Галина Ворожбит еще с 90-х годов шьет детскую одежду под брендом «Дашенька» в Ростове Великом Ярославской области. И последние десять лет продает товары, в том числе на маркетплейсах. И когда комиссия была около 20%, это Галину устраивало. Но в прошлом году она выросла в два раза. Заодно повысились цены на логистику. Сейчас, по словам предпринимательницы, у торговой площадки остается примерно 60% от стоимости ее товаров. И с учетом расходов на производство Галина Ворожбит в прошлом месяце ушла в минус.
«Сложилась ситуация, что они продавали мой товар. И я осталась им должна денег. И я такая не одна. Хорошо, у меня есть другие каналы. Я не сижу только на маркетплейсах. У меня есть собственный сайт, у меня есть оптовики. Маркетплейсы для нас комиссию задрали. В то время как для зарубежных коллег эта комиссия составляет, мне присылали оферту на китайском языке, мы ее перевели, от 8% до 12% взрослая одежда, детская одежда — 6%».
Галина, которая постоянно общается с коллегами, рассказывает, что у многих нет другого выхода, кроме как закрыться. Дело не только в комиссиях, которые еще можно было бы пережить. Выросли налоги, расходы на зарплаты, цены на расходные материалы. Все это подтверждают и другие опрошенные представители электронной коммерции. Причем в самых разных сферах — одежда, косметика, бижутерия, стройматериалы. Можно повысить цены. Но тогда проиграешь конкуренцию китайцам, для которых комиссии маркетплейсов ниже в три раза. Причем китайские продавцы и без этого в выигрышной ситуации. Они, в отличие от наших, освобождены от маркировки «Честный знак». У них по целому ряду причин дешевле логистика. И доходит до того, что наши селлеры меняют регистрацию на иностранную. Причем не обязательно на китайскую. Для Турции и Киргизии комиссии маркетплейсов тоже ниже в несколько раз. Продолжает руководитель агентства «Энилекс», занимающегося продвижением брендов на меркетплейсах, Владимир Блохин.
Владимир Блохин руководитель агентства «Энилекс» «Есть такой тренд, что очень большое количество отечественных селлеров меняют юрисдикцию. То есть регистрируются в Киргизии, в Турции, в Китае. И оттуда торгуют на Россию, торгуют спокойно, по сути, точно таким же товаром, который они раньше привозили и здесь локализовывали. И никакого здесь просветления пока что я не вижу. Какой смысл бренду развиваться в России, когда проще встать в Киргизии? Даже не в Китае, Турции, а просто на территории Таможенного союза».
При этом, например, Ozon, который в 2025 году шесть раз поднимал комиссию, собирается сделать это снова в апреле. На часть товаров она превысит 50%. Правда, обещает снизить тарифы на логистику. Не отстают, естественно, и другие маркетплейсы. Изменится ли комиссия для иностранцев, неизвестно. Наверное, наивно думать, что торговые площадки решили устроить диверсию против наших продавцов и производителей. Дело скорее в их модели бизнеса, размышляет начальник аналитического отдела инвесткомпании «Риком-Траст» Олег Абелев:
Олег Абелев начальник аналитического отдела инвесткомпании «Риком-Траст», кандидат экономических наук «Если посмотреть на экономику маркетплейсов, их ключевая метрика — общий объем товарооборота, то, что по-английски называется GMV: Gross Merchandise Volume. Прибыль — второй показатель. Китайские продавцы часто обеспечивают огромный ассортимент и низкие цены. Это привлекает массового покупателя и увеличивает общий объем товарооборота. То есть площадки действуют в логике максимизации собственной прибыли и удобства, а не в логике импортозамещения, это очень важно».
Власти об этой проблеме, конечно, знают. В конце прошлого года замруководителя администрации президента Максим Орешкин заявил, что маркетплейсы должны держать комиссии в определенных рамках, иначе придется принять меры. Статс-секретарь, замминистра экономики Роман Чекушов в недавнем интервью Бизнес ФМ сказал, что размер комиссии не должен меняться от того, где находится продавец — в России или за рубежом. Готовится законопроект о «российской полке», который будет действовать и для онлайн-площадок. Но и он вызывает вопросы. Для офлайн-магазинов все более-менее понятно: поставил наши товары на отдельный прилавок и повесил соответствующую табличку. А маркетплейсам придется менять поисковые алгоритмы, замечает директор Союза электронной торговли Георгий Багирян:
Георгий Багирян директор Союза электронной торговли «Есть специальные алгоритмы, которые выдают нам определенную карточку товара. В том числе с опорой на наши предпочтения. То есть это очень сложные алгоритмы, которые работают по определенным технологическим принципам. И здесь возникает вопрос: как мы можем обеспечить, чтобы выдавался товар конкретного отечественного производителя?»
Полностью проблему только «российская полка» вряд ли решит. Так как даже при всей любви к российским производителям покупатели все равно выбирают товары в первую очередь исходя из цены. И выход на рынке видят только один. Снижение комиссий для российских магазинов. Или поднятие для иностранных. То есть паритет. Только рост комиссий маркетплейсы объясняют повышением издержек. А нежелание ужесточить условия для китайцев могут объяснить тем, что России в условиях санкций нужно развивать трансграничную торговлю. И обещанные властями меры на фоне того, что отечественное производство проигрывает конкуренцию, — пока лишь слова.
Рекомендуем:




Рекомендуем:




















