Итоги переговоров в Женеве: безрезультатно, но по-деловому. Комментарий Георгия Бовта
Лента новостей
Судя по всем заявлениями участников переговоров, ничем конкретным и тем более прорывным они не увенчались. Пока идут переговоры, Москва и Киев, похоже, больше рассчитывают на ситуацию на земле. Москва ожидает обрушения фронта, Киев — экономического истощения России, отмечает политолог. С таким посылом переговоры могут идти сколь угодно долго

Глава российской делегации на переговорах с Украиной при посредничестве США в Женеве Владимир Мединский по окончании второго дня переговоров сообщил, что они были трудными, но деловыми. Глава украинской делегации на переговорах Буданов (в реестре экстремистов и террористов РФ) охарактеризовал нынешний раунд аналогично: «Разговор был непростым, но важным».
После основных переговоров с Украиной и США, которые в первый день длились шесть часов, а во второй уложились в два, Мединский провел еще дополнительную встречу с украинской стороной. Она продолжалась около полутора часов. Также, отвечая на вопрос о ходе переговоров, он заявил, что «если вы имеете в виду шутки про уроки истории — мы на Крещении Руси остановились». Обе стороны подтвердили, что в ближайшее время переговоры будут продолжены. Как это все понимать?
Если перевести с дипломатического языка на нормальные формулировки, которые руководители обеих делегации употребили в отношении результата переговоров, то констатировано отсутствие результата. Даже термины «конструктивные» и тем более «плодотворные и полезные» никто не употреблял. Но все же согласились в ближайшее время переговоры продолжить.
То, что Мединский провел еще полтора часа с украинской делегацией после основной встречи, может означать уточнение каких-то пунктов для согласования с руководством. Не стоит преувеличивать сам по себе факт этих кулуарных посиделок. В Стамбуле в прошлом году, когда Мединский тоже был главой российской делегации, он тоже оставался после основных переговоров наедине с представителями Киева. За этим не последовало, впрочем, никакого прорыва. При этом звучавшие на фоне переговоров в Женеве традиционно оптимистичные заявления американских спецпредставителей в лице Стива Уиткоффа и Джареда Кушнера не стоит принимать во внимание. Они так говорят уже давно, и сами по себе эти позитивные заявления направлены не более чем на поддержание самих переговоров. Ну и подчеркнуть значимость работы самих спецпредставителей.
Судя по всему, после уже первого дня нынешних переговоров в Женеве в Киев и Москву были отправлены дополнительные вопросы с целью уточнить позицию по тем или иным пунктам. И, видимо, из обеих столиц ответ пришел в том духе, что, мол, «стоим, где стоим». Поэтому во второй день уложились в два часа и отправились домой. Вброшенная накануне в массмедиа тема возможного энергетического перемирия даже не была упомянута.
Пока стоят холода, Москва, очевидно, считает, что у нее тут есть преимущество, и надеется использовать продолжающиеся удары по украинской энергетике в качестве рычага давления. Согласие на энергетическое перемирие в такой ситуации могло теоретически последовать лишь в обмен на какие-то значимые уступки.
Переговоры зашли в тупик именно по политической части. Тогда как после предыдущих двух раундов, прошедших в Абу-Даби, у кого-то могли возникнуть иллюзии, что «лед тронулся». Эти два раунда были посвящены в основном военно-техническим вопросам. Чтобы когда будет заключено соглашение о прекращении огня, на столе были бы уже все подготовленные регламенты, процедуры, порядок мониторинга, отвода войск и тяжелых вооружений и прочие технические детали, которые вступают в силу в таких случаях. Но вся эта военно-техническая часть не работает без политических договоренностей, а их нет. И пока не просматриваются.
После женевских переговоров и Зеленский подтвердил: военный блок обсуждений был «конструктивным». По его словам, «стороны в целом понимают, как может быть организован мониторинг прекращения огня при наличии политической воли». Этот мониторинг, по его словам, «точно будет с участием США».
Важно, что европейцы, неприемлемые Москве в принципе, им уже не упомянуты. Но опять-таки дело за той самой «политической волей» пойти на определенные решения. Зеленский ни на какие территориальные уступки идти не хочет. Говоря о Донбассе и Запорожской АЭС, он заявил: «Позиции сторон остаются разными, заметного прогресса пока нет». Киев, как известно, требует вернуть ему контроль за АЭС, Россия настаивает на сохранении ее за собой, но готова делиться вырабатываемой электроэнергией пополам с Украиной.
Порой позиция Зеленского по Донбассу выглядит путанно, возможно, она шатается. По слухам, он вроде бы даже готов обсудить вывод ВСУ из Донецкой области, но тогда и Москва пусть отводит свои войска на равное расстояние. «Свободная экономическая зона», предложенная американцами, при этом должна оставаться в украинской юрисдикции. На что Москва не пойдет. Зеленский также ссылается на якобы достигнутые с Вашингтоном договоренности о том, что любое соглашение должно быть вынесено на украинский референдум. Причем сам же признает, что на нем вывод ВСУ из Донбасса будет отклонен. Но а что же тогда, спрашивается, обсуждать? Зеленский по-прежнему настаивает на том же, что и год назад: прекращение огня по линии фронта. И, по его словам, если сделка приведет к заморозке линии фронта в Донбассе, как это планируется в Херсонской и Запорожской областях, то на референдуме такой вариант пройдет.
Но пока получается не заморозка военных действия по линии фронта, а заморозка переговоров по текущим позициям. Обе стороны заняли как бы выжидательную позицию. Киев и Москва смотрят на ситуацию на поле боя. В Киеве рассчитывают на истощение России в экономическом и военном плане, в Москве — на то, что или фронт ВСУ рухнет, или удары по украинской энергетике заставят Киев все же пойти на компромисс. Пока, впрочем, ни того, ни другого не происходит. Зеленский также по-прежнему хотел бы встречи с Путиным. Чтобы, мол, добиться прорыва в территориальных вопросах. Но Путин не будет встречаться с Зеленским ни при каких условиях, тем более для того, чтобы публично получить все тот же отказ от территориальных уступок, который будет распиарен Киевом в контексте намечающейся кампании по переизбранию Зеленского на второй срок.
Рекомендуем:




Рекомендуем:

























