Минэкономразвития разрабатывает пакет изменений в правилах работы маркетплейсов
Лента новостей
Директор департамента цифрового развития и экономики данных Минэкономразвития России Владимир Волошин рассказал Бизнес ФМ, будет ли меняться порядок возврата товаров на маркетплейсах и что планируется сделать, чтобы покупатель сразу видел конечную цену товара

«Если пакет молока будет путешествовать по стране от одного покупателя к другому, то в какой-то момент, может быть, приедет сыр». В Минэке рассказали Бизнес ФМ, будет ли меняться порядок возврата товаров на маркетплейсах и что планируется сделать, чтобы покупатель сразу видел конечную цену товара и она не менялась в процессе покупки.
Возвраты на маркетплейсах — головная боль для продавцов. Покупатели заказывают по 20 вещей, выбирают одну. А за обратную доставку платит продавец. Нередко селлеры жалуются: некоторые недобросовестные пользователи возвращают товар грязным, когда он явно был в употреблении. Что делать с ситуациями, когда речь не о браке, а о товаре надлежащего качества? В интервью Бизнес ФМ высказался директор департамента цифрового развития и экономики данных Минэкономразвития России Владимир Волошин:
Владимир Волошин директор департамента цифрового развития и экономики данных Минэкономразвития России «Это отдельный вопрос о внесении изменений в закон о защите прав потребителей. Во-первых, сейчас уже законом предусмотрено, что продавец может удерживать расходы при возврате товара надлежащего качества. Другое дело, что там нужно будто бы заново передоговориться и понять, какие есть правила и возможности. Невозвратные товары существуют и в офлайне, перечень давно утвержден, и в целом с логикой того, что нельзя возвращать продукты питания, лекарственные средства, другие чувствительные товары — это ведь действительно вопрос в том числе безопасности. То есть если пакет молока будет путешествовать по стране от одного покупателя к другому, то в какой-то момент, может быть, приедет сыр либо еще какой-нибудь продукт. Скажем так, вопрос к тому, чтобы посмотреть на это более внимательно, потому что мы обсуждаем достаточно долго: все равно в начале января большое количество жителей нашей страны все-таки стараются вернуть елки. Потому что Новый год закончился и товар вроде бы можно уже и вернуть. Понимаете? Поэтому здесь есть определенное, если так можно выразиться, злоупотребление. И почему подробно обсуждаем и почему подходим прямо точечно, потому что есть задача — сделать таким образом, чтобы ни в коем случае на добросовестных покупателях эти решения не сказались, чтобы логика этих мер была абсолютно всем понятна и прозрачна. Но чтобы те, кто, как в примере с елками, стараются пользоваться законодательством не совсем в той логике, в которой это было заложено, чтобы таким покупателям эти возможности ограничить».
Сами продавцы обращают внимание: во многом проблема есть с приемкой на ПВЗ, где при возврате могут перепутать товары, отдать испорченные и без упаковки. Сотрудник примет все, что угодно, а отвечать потом будет продавец, говорит Леонид, который торгует на маркетплейсах самокатами:
«Какие-то фото-, видеодоказательства ты представляешь — что тебе пришло, например, не то. Но маркетплейсу плевать, он все равно никакие деньги тебе не компенсирует. Просто давно уже все возвраты надлежащего качества должны быть только за счет покупателя или за счет площадки, потому что сейчас ответственность за это все несет продавец, а услуги выполняет Ozon.
Другой важный для потребителей вопрос — цены. На маркетплейсах одна цена в карточке товара, другая — при оплате разными способами. И это проблема не только электронных платформ, но и ретейла, и здесь нужен единый подход: цена должна быть одна и не меняться в процессе покупки, говорит директор департамента цифрового развития и экономики данных Минэкономразвития России Владимир Волошин:
«Мы исходим из того, что сами по себе программы скидки должны быть. Это серьезный маркетинговый инструмент, он помогает в увеличении продаж, не должно быть такого, чтобы при первом просмотре карточки цена одна, а при последующем уже заходе в карточку цена увеличивалась и еще и была зависимость при этом увеличении от средства платежа. Поэтому такой единый подход мы сейчас проработали. Логика, которая сейчас предлагается, такова: чтобы была первая цена, и потом она ни в коем случае не может увеличиваться. Она должна быть реализована и для онлайн-сектора, для маркетплейсов, и для ретейла, и для самого финансового сектора. Другое дело, как это сейчас закрепить в законодательстве. Первым шагом мы сейчас рассматриваем, чтобы этот вопрос закрепить в меморандуме, чтобы это как можно скорее могло быть реализовано».
Причем, как отмечает Волошин в беседе с Бизнес ФМ, сам продавец должен понимать, за какую стоимость он продает товар. Даже если скидка идет за счет платформы:
«И даже если есть программа скидок со стороны платформы либо какие-то другие инструменты маркетинговые, то все равно он должен быть с ними согласен. Сейчас в законодательстве, именно в законе о платформенной экономике, четко прописаны все регламенты, требования по отношению к скидочным программам, которые реализуются за счет самого продавца, там набор решений исчерпывающий. Будем смотреть правоприменительную практику. Остается вопрос именно в части тех программ, которые реализуют платформы за свой счет. В этой части мы сейчас прорабатываем, у нас тоже соответствующий набор предложений есть. Также планируем, чтобы не затягивать, начинать здесь решения, которые будут зафиксированы в меморандуме.
Другая задача, которой занимаются в Минэке, — чтобы на онлайн-платформах не было дискриминации для российского бизнеса. Как отмечает Волошин, прорабатывается вопрос о том, каким механизмом воспользоваться: либо это будут нормативные изменения, либо решения в меморандуме.
При этом вопрос шире, отмечает он: речь о том, чтобы у российских продавцов была поддержка и необходимые условия для развития. С другой стороны, слишком большое количество серьезных изменений может негативно повлиять на отрасль и ограничить ее развитие, а это никому не нужно.
Рекомендуем:




Рекомендуем:


























