16+
Суббота, 26 октября 2024
  • BRENT $ 75.88 / ₽ 7335
  • RTS866.98
  • Во что вложиться, чтобы не проиграть?

    Во что вложиться, чтобы не проиграть?

  • Главные тренды автомобильного рынка

    Главные тренды автомобильного рынка

9 июля 2010, 10:56 ОбществоПраво

Шпионский размен в эпоху Интернета

Лента новостей

За десять арестованных в Америке российских шпионов президент Дмитрий Медведев своим указом помиловал четырех обвиненных в шпионаже в пользу западных разведок: ученого Игоря Сутягина и трех кадровых разведчиков. Агенты с обеих сторон слетаются в Вену

На заседании суда в Нью-Йорке российские агенты назвали свои имена и признали вину. Фото: AP
На заседании суда в Нью-Йорке российские агенты назвали свои имена и признали вину. Фото: AP

В громкой шпионской истории, которая как благодатный дождь пролилась на летнюю новостную пустыню мировых СМИ, поставлено многоточие: одни шпионы летят в Москву, другие из Москвы. Диспозиция несколько менее героическая, чем в знаменитом советском фильме «Подвиг разведчика» (это он обогатил наш фольклор бессмертной фразой-паролем про славянский шкаф и тумбочку и многозначительным тостом «За НАШУ победу!»): там актер Кадочников с перебинтованной головой везет на самолете плененного им важного немецкого генерала, а тот испуганно спрашивает: «Куда мы летим?» — «В Москву, генерал, в Москву».

По неофициальным данным, некоторые из нынешних героев-разведчиков, которых Родина возвращает в свои объятия, не спешили променять на московские квартиры свои дома в пригородах Нью-Йорка и Вашингтона. А перуанка Вики Пелаэс вообще якобы противилась переезду в Россию, но ее уговорили, как пишет The Wall Street Journal, принять бесплатную квартиру, пособие в 2 тысячи долларов и обещание свободного выезда за границу.

Стилистически в этой истории, которая обменом агентов (за десять арестованных в Америке президент Медведев своим указом помиловал четырех обвиненных в шпионаже в пользу западных разведок: ученого Игоря Сутягина и трех кадровых разведчиков), конечно же, не заканчивается, но переходит в менее публичную стадию, так вот, стилистически в ней есть множество любопытных деталей. Одни роднят происходящее с самыми мрачными временами «холодной войны», другие взяты из новейшей эпохи с ее закрытыми компьютерными сетями для передачи кодовых сообщений, а также с распахнутыми на весь виртуальный мир сетями социальными, подходящими и для трепа и, как выясняется, для легализации нелегалов.

Неблагодарный муж Анны и Facebook

Из голливудских блогбастеров и советских фильмов про разведчиков взяты симпатические чернила, тайные схроны и контейнеры, закопанные в землю доллары и прочая шпионская атрибутика, которая так приятно разнообразит газетные полосы и телерепортажи на фоне унылых биржевых сводок бесконечного финансового кризиса. Из последних технических достижений — аккаунт Анны Чепмэн (в девичестве Кущенко) в Facebook и публикация ее фотографий «топлесс» в лондонских таблоидах. Предполагается, что пикантные снимки продал мистер Чепмэн, бывший муж агента Анны. Ее американский адвокат особо отметил, как она расстроена поведением экс-супруга и смущена тем, что весь мир видел ее в неглиже. Как видно, скромность украшает не только девушек вообще, но и девушек-агентов, в частности. Кстати, бывший английский свекр Анны, не в пример своему сыну, выступил в лондонской печати с заявлениями в ее защиту: «Какая она Мата Хари! Никогда не поверю, что она использовала моего сына в служебных интересах. Они так любили друг друга...», — приводила его слова The Daily Telegraph. Оставляя в стороне девичьи прелести Анны Чепмэн, тот факт, что именно ее фотографии (скромные и не особенно) стали «лицом» шпионского скандала, объясняется в той же мере ее внешними данными, как тем, что она вела активную жизнь в онлайне, и даже ее бизнес был в Интернете.


Кадр из фильма «Подвиг разведчика». Актер Павел Кадочников (слева) и завербованный им туповатый немецкий офицер. Фото: РИА Новости

Между тем анализ публикаций в российской и западной печати о шпионском скандале демонстрирует, что американские и английские источники пишут с гораздо большим количеством деталей. На это, кстати, обратила внимание The Wall Street Journal, отмечая достаточно отстраненное освещение скандала в российских СМИ (на сайте самой WSJ шпионская история с портретом Анны Чепмэн до сих пор стоит в top stories в «шапке» издания). Возможно, тут дело в том, что американская сторона считает себя победительницей в этой авантюрной истории, а может быть, дело и в том, что российская власть до сих пор не привыкла коммуницировать со СМИ.

Как бы то ни было, о том, что переговоры о шпионском размене велись между главами ЦРУ Леоном Панеттой и СВР Михаилом Фрадковым, мы узнали в пятницу именно из американских СМИ, в том числе, The New York Times. А The Wall Street Journal утверждает, что контакты между двумя спецслужбами начались уже через несколько часов после ареста российских агентов — причем именно по инициативе американцев. Так это или не так, российская сторона пока не сообщает. Есть еще одна любопытная стилистическая деталь, на которую обратила внимание WSJ: в отличие от времен «холодной войны», когда подобные контакты о готовящемся размене агентов велись на нейтральной территории, типа Швейцарии, в настоящей ситуации они достаточно буднично осуществлялись в Москве и в Вашингтоне.

Никто не хотел обострения

Американские газеты подчеркивают, что Россия и США в этой истории продемонстрировали явный приоритет нарождающегося политического сотрудничества перед традиционным стремлением двух разведслужб наставить друг другу синяков. Именно поэтому российская сторона с беспрецедентной откровенностью еще до начала судебных слушаний признала, что все арестованные — российские граждане (как выяснилось чуть позже, в их число затесалась перуанка Пелаэс). Тем самым, агентам не оставалось иного пути, как подтвердить версию Центра.

В четверг все они, за исключением удравшего от американцев на Кипре агента номер 11, признались во вменяемых им преступлениях, назвали свои настоящие имена и согласились с тем, что их движимое и недвижимое имущество (дома, квартиры, машины) и банковские счета обращаются в собственность правительства Соединенных Штатов. После этого им была предоставлена возможность отбыть в Россию вместе с членами семьи, включая детей, которыми агенты обзавелись за время выполнения задания в США. Пунктом обмена выбрана австрийская Вена, беззаботный европейский город с его знаменитыми кофейнями. (В фильме «Мертвый сезон» известная сцена обмена советского разведчика в исполнении Баниониса на американского шпиона происходит в районе мрачного пограничного пункта Чарли на границе ГДР и Западного Берлина).

О том, в каком составе вылетают (Сутягин уже улетел) российские граждане, завербованные иностранными разведками, известно гораздо меньше. По данным The Wall Street Journal, Сутягину было предложено взять с собой одного члена семьи на выбор. Поскольку ни у его жены, ни у детей нет загранпаспорта, он улетел в одиночестве. Накануне агентство Reuters передавало, что конечным пунктом поездки Сутягина является Лондон. Мать ученого, Светлана, сказал, что у сына в британской столице нет знакомых, хорошо хоть, что он свободно говорит по-английски.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию