Консалтинговая компания A.T. Kearney понизила рейтинг России
Лента новостей
Россию опередили даже Чили, Уругвай и Перу
Консалтинговая компания A.T. Kearney понизила рейтинг России для иностранных ритейлеров, сместив со второго на десятое место. В топ-листе самых привлекательных розничных рынков в мире, Россию опередили даже Чили, Уругвай и Перу. На первом месте по привлекательности для западного ритейла — Китай
Среди причин низкой активности инвесторов в России американцы называют упавший потребительский спрос, принятый закон «о торговле» и сильную конкуренция со стороны отечественных игроков.
Россия за год потеряла восемь позиций в рейтинге «Глобального индекса развития розничного рынка». Потенциал ритейла под вопросом. Kearney ссылается на опыт «Карфура», который ушел с российского рынка, проработав всего три месяца. Однако с этим отчетом не согласны российские игроки. Потребительские спрос уже возобновился, со второй половины года наблюдается рост доходов населения. А что касается «Карфура» — это скорее единичный случай, компания выбрала не совсем удачное время, говорит ведущий аналитик в секторе розницы и потребительских товаров «Ренессанс Капитал» Наталья Загвоздина:
«Думаю, что и «Карфур» вернется, и «Уоллмарт» мы в какой-то момент увидим. Когда это случится, очень трудно сказать, потому что все эти западные ритейлеры долго запрягают и еще не факт, что быстро поедут. Потому что пока они оценивают риски и не находят в себе сил, желания и достаточно финансирования для инвестиций, чтобы выйти на этот рынок. Здесь неплохо себя чувствуют и развиваются как российские, так и западные компании: «Метро», и «Ашан» чрезвычайно успешно развиваются и никакие планы свои не сворачивали. «ИКЕА» та же, "ОBI" — у всех есть планы расти».
В среднесрочной и долгосрочной перспективе российский рынок ритейла для западных инвесторов по-прежнему остается привлекательным, это признают и на Западе, и в Америке. Немецкая Metro Group уже в этом году заявила о планах вывода сети бытовой техники и электроники — Saturn. До конца года откроется два магазина. Один в столичном торгово-развлекательном центре Vegas , второй — в воронежском сити-парке «Град». В начале года в Россию пришла японская сеть одежды UNIQLO.
О своих планках заявляли также американские Wal-Mart, Limited Brands, британская сеть игрушек Hamleys , которая может стать конкурентом «Детского мира», португальская Jeronimo Martins.
И проблемы иногда сводятся к отсутствию площадей. Оценивая риски, иностранцы пока не готовы строить сами, а со свободными местами в столице пока проблема, ввод в эксплуатацию новых торговых центров под вопросом из-за кризиса, многие стройки заморожены. Комментирует генеральный директор сети «Азбука Вкуса»Владимир Садовин:
«Конечно, сейчас менее привлекательна Россия, чем была до кризиса, в отличие от Китая. Китай наоборот рванулся вперед, а мы стали медленнее развиваться, но при всем при том, если выбирать в Европе, то привлекательнее России все равно не найти. То есть, это все очень относительно. Если они хотят вкладываться в Европу, то лучше это, конечно, Россия. Если во всем мире, то наверно можно найти получше рынки, например, того же Китая. А так рынок, в принципе, у нас оживает. Он, конечно, хуже, чем был, но в любом случае, тенденции очень положительные. Мне кажется, что в течение года-полутора все это вернется».
Китай для инвесторов самый привлекательный розничный рынок. За год он поднялся с третьего на первое место, далее идут Кувейт (он кстати впервые вошел в рейтинг Kearney), Индия, Саудовская Аравия, замыкает пятерку лидеров Бразилия.
Аэлита Курмукова