16+
Четверг, 18 апреля 2024
  • BRENT $ 87.08 / ₽ 8213
  • RTS1154.01
13 июля 2010, 22:37 Макроэкономика

В БРИК нашелся новый аутсайдер

Лента новостей

Лишь 13% экономического роста Бразилии за последние десять лет обусловлены повышением производительности — всего на 0,4%. В Китае ее прирост достигал 5,2%, в Индии — 2,8%, а в России — 4,8%

Лишь 13% экономического роста Бразилии за последние десять лет обусловлены повышением производительности. Фото: Xavier Donat/flickr.com
Лишь 13% экономического роста Бразилии за последние десять лет обусловлены повышением производительности. Фото: Xavier Donat/flickr.com

Лишь 13% экономического роста Бразилии за последние десять лет обусловлены повышением производительности — всего на 0,4%. В Китае ее прирост достигал 5,2%, в Индии — 2,8%, а в России — 4,8%. Впрочем, российские показатели крайне условны: цифры отражают не рост производительности труда и капитала, а рост цен на сырье

Именно прирост совокупной производительности факторов производства (СПФ), или приращение эффективности, в значительной степени предопределил экономический бум в странах БРИК. К такому выводу пришли исследователи Института изучения развивающихся рынков «Сколково» (SIEMS).

Темпы прироста экономик Бразилии, России, Индии и Китая, условно объединяемых в БРИК, с 2000 по 2009 годы ускорились на 6%. Однако именно рост эффективности, или производительности, обеспечил этот экономический подъем, хотя прирост труда и капитала зачастую остаются важными факторами развития. Об этом говорится в исследовании «Приз за производительность: учет факторов экономического роста стран БРИК в последние годы — чудо или мираж?».

При этом Китаю удается не снижать этот рост производительности, «несмотря на некоторые фактические данные, свидетельствующие об обратном». В прошлом десятилетии средний уровень прироста производительности в КНР достигал 5,2%. Это почти в два раза обгоняет аналогичные показатели по Японии и Германии в пиковые периоды прироста эффективности. «Именно этот фактор более чем наполовину обусловил экономический рост в стране за рассматриваемый период. С 1990 по 1991 годы темпы прироста СПФ в Китае в среднем составляли 4,1%», — говорится в материалах.

Индия также наращивала производительность: в прошедшем десятилетии средние темпы прироста СПФ этой страны составляли 2,8% и обуславливали 41% роста индийского ВВП в реальном исчислении.

Российские показатели также выглядят очень оптимистично. В нашей стране темпы прироста производительности достигали уровня в 4,8%, обеспечив 88% роста российского ВВП. Но эти цифры не столько отражают повышение производительности труда и капитала, сколько рост цен на энергоносители и сырье. И, учитывая ценовой бум на сырье за последние 10 лет, «невозможно оценить, насколько выросла СФП в России за этот период». Интересно, что в такой же ситуации оказался и Иран.

Впрочем, косвенные признаки говорят о том, что в России за 10 лет эффективность должна была все-таки повыситься «Произошло масштабное перераспределение ресурсов из неконкурентоспособной тяжелой промышленности в пользу сектора услуг. Кроме того, в страну в значительных объемах импортировались иностранные машины и оборудование и происходили улучшения управленческих и трудовых навыков. Эти факторы, среди прочего, должны были обеспечить определенный технический прогресс», — обнадеживают эксперты SIEMS.

При этом сокращение экономически активного населения России в ближайшее десятилетие не должно помешать приращению производительности в стране, говорит BFM.ru директор по макроэкономическим исследованиям Высшей школы экономики Сергей Алексашенко. «Очевидно, что если в России будет дефицит рабочей силы, то мы будем ее импортировать, что мы и наблюдали до кризиса, когда строительство вообще опиралось на иностранных работников, — говорит экономист. — Что касается привлекательности для инвесторов... Инвесторы смотрят на стабильную правовую базу, на защиту собственности, судебную систему — все то, что называется инвестиционным климатом. Сейчас более привлекательно выглядит Бразилия, Китай. Индия посередине, а Россия хуже всех».

Что же касается Бразилии, инвесторского любимчика среди стран БРИК, то исследователи пришли к разочаровывающему выводу: лишь 13% экономического роста Бразилии за последние десять лет объясняется повышением эффективности.

«Средние темпы роста реального ВВП увеличились почти в два раза: с 1,7% в 1990-е годы до 3,3% в последнее десятилетие. Очень жаль, что ни одно из этих улучшений не было обусловлено повышением эффективности, — говорится в материалах. — Если в 1990-е годы рост СФП Бразилии в среднем составлял 0,6%, то в прошлом десятилетии он снизился до плачевного среднего уровня в 0,4%. Если тенденции СФП прошлого десятилетия сохранятся в предстоящие годы, то в конечном итоге более быстрое и устойчивое повышение уровней жизни населения должно будет наблюдаться вовсе не в Бразилии, а в Турции (2,1%), Вьетнаме (2,2%) и Индонезии (2,7%)».

Помимо прироста эффективности, на темпы экономического роста страны влияет ряд других факторов, в том числе забюрократизированность экономики, которая присуща Бразилии, говорит BFM.ru Алексей Матросов, ведущий маркетолог-аналитик группы компаний Broco.

«В стране назрела необходимость реформирования инфраструктуры, повышения уровня качества услуг, серьезной борьбы с коррупцией, обслуживания государственного долга, ослабления давления на бизнес, связанного с высокими ценами на лицензирование и бюрократического процесса регистрации предприятий. Все эти программы требуют значительных затрат бюджета, таким образом, снижая показатель совокупной производительности факторов производства до достаточно низкого уровня в 0,4%», — говорит BFM.ru эксперт департамента оценки «2К Аудит – Деловые консультации» Петр Клюев.

Для дальнейших высоких темпов прироста эффективности Бразилии придется развивать высокотехнологичный сектор, который особенно чувствителен к бюрократическим препонам. «В этом вопросе ситуация в Бразилии схожа с Россией», — рассуждает эксперт Broco. Российские власти, говорит Матросов, обратили внимание на данную проблему, решив развивать инновационный проект «Сколково» по модели «государство в государстве».

«Вряд ли стоит сомневаться в том, что Бразилия, являясь экономическим лидером Южной Америки, сможет найти пути решения проблемы перевода страны на инновационный вектор развития. В пользу такого оптимизма говорит и тот факт, что Бразилия стала одним из первых развивающихся рынков, начавшим восстановление от мирового финансового кризиса», — полагает эксперт Broco. Бразилия, возможно, находится на ранних этапах кардинального изменения безрадостной картины ее производительности, соглашаются эксперты Института изучения развивающихся рынков «Сколково». «Фактически ускорение экономического роста Бразилии началось только в 2004 году», — напоминают экономисты.

Бразильская экономика гораздо более диверсифицирована по экспорту и по своему производству, чем российская. «Это и говорит о том, что она более привлекательна для инвесторов. Бразилия страна, которая тоже опирается на сырьевые ресурсы. У нее большая часть сырья в экспорте, но она не закрывает свой сырьевой сектор. Именно поэтому Vale, горнорудная компания, является одной из наиболее эффективных в мире. С эффективностью у Бразилии все в порядке», — уверен Сергей Алексашенко.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию