16+
Суббота, 27 июля 2024
  • BRENT $ 80.55 / ₽ 6893
  • RTS1102.01
19 июля 2010, 15:37 ФинансыБанки, вклады и кредиты

Moody’s нашло ахиллесову пяту российских банков

Лента новостей

Российские банки в пять раз больше европейских кредитуют своих акционеров. В ситуации, когда с заемщиками «с улицы» банки осторожничают, большой объем кредитов «своим» может создать угрозу всей банковской системе

Фото: openDemocracy/flickr.com
Фото: openDemocracy/flickr.com

Российские банки в пять раз больше европейских кредитуют своих акционеров. В ситуации, когда с заемщиками «с улицы» банки осторожничают, большой объем кредитов «своим» может создать угрозу всей банковской системе.

Рейтинговое агентство Moody’s увидело угрозу банковской системе России и СНГ. По оценке агентства, банки стали активно наращивать кредитование своих акционеров и их друзей — то есть такие структуры, с которых в случае проблем с ликвидностью деньги вернуть будет сложно. При этом агентство ожидает, что объем внутригруппового кредитования в 2010 году продолжит свой рост, поскольку кредитные условия остаются сложными.

Банки России и стран СНГ имеют весьма значительные объемы кредитования связанных сторон, которые существенно превышают уровни, отмечаемые на других рынках, говорится в новом специальном комментарии агентства Moody’s — Moody’s Survey of Russian and CIS Banks’ Related-Party Lending. Здесь же приводятся результаты анализа объемов кредитования связанных сторон банками СНГ.

«Высокие кредитные риски, связанные с кредитованием связанных сторон, являются одним из факторов, обуславливающих низкие рейтинги банков стран СНГ», — говорит автор отчета, вице-президент и старший аналитик агентства Moody’s Евгений Тарзиманов.

На конец 2009 года средний уровень кредитов, выданных банками СНГ связанным сторонам, составлял 10% от общего объема выданных кредитов и 50% — от акционерного капитала самих банков. Это в пять раз выше, чем у банков Центральной и Восточной Европы, и вдвое выше, чем у банков Ближнего Востока. «Высокая концентрация кредитов, предоставленных связанным сторонам — ахиллесова пята российских частных банков. Они склонны кредитовать предприятия, входящие в финансово-промышленную группу банка», — говорит начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования Максим Осадчий. Причина этого явления — высокие кредитные риски, низкая прозрачность экономики и неэффективная судебная система нашего государства. Высокая концентрация кредитного портфеля ведет к его низкой диверсификации и, тем самым, к повышенным кредитным рискам банка. «Концентрация кредитного портфеля на связанных сторонах на уровне 10% — явное занижение, ведь банки склонны искажать отчетность ради снижения резервов и соответствия обязательным нормативам», — говорит Максим Осадчий.

Агентство Moody’s считает, что предоставление кредитов в больших объемах аффилированным структурам может свидетельствовать об ослаблении стандартов андеррайтинга и наличии высокого аппетита к риску. Такие кредиты создают высокую концентрацию кредитного портфеля, с которой трудно бороться из-за существования неизбежного конфликта интересов сторон.

«Агентство Moody’s определило, что высокий объем кредитования связанных сторон был одним из ключевых факторов, приведших к дефолту в половине случаев всех банковских дефолтов, произошедших в СНГ во время мирового финансового кризиса, предполагая, что такие кредиты были проблемными на момент дефолта», — добавляет Евгений Тарзиманов. По его словам, местные органы банковского регулирования также признали, что этот фактор внес свою лепту в большое количество банковских дефолтов.

«Из крупных банков, которым недавно понизили рейтинг по причине именно кредитования аффилированных структур, назову Межпромбанк и банк «Траст», — рассказала BFM.ru заместитель начальника аналитического отдела «Инвесткафе» Александра Лозовая. — Для Межпромбанка дело закончилось объявлением технического дефолта по двум выпускам еврооблигаций совокупным объемом 460 млн долларов. «Траст» заявил о прекращении сотрудничества с рейтинговым агентством Fitch, которое неожиданно понизило ему рейтинг до «ССС». По словам Александры Лозовой, по шкале Fitch рейтинг «ССС» обозначает, что в отношении эмитентов и ценных бумаг, обязательства по которым выполняются, дефолт представляется реально возможным. Способность эмитента с таким рейтингом выполнять финансовые обязательства целиком зависит от устойчивой и благоприятной деловой или экономической конъюнктуры.

«Вскрытие» ряда банков, разорившихся в ходе кризиса, показало запредельно высокие уровни концентрация кредитного портфеля на связанных сторонах. Наиболее яркий пример — пензенский банк «Тарханы», преимущественно финансировавший строительство теплиц для выращивания роз», — говорит Максим Осадчий.

Moody’s отмечает, что за период с 2007 по 2009 годы доля кредитов связанным сторонам в общем объеме выданных заемных средств выросла на 15%. Многие банки стран СНГ увеличили объем кредитования аффилированных компаний, поскольку последние испытывали трудности в привлечении финансовых средств с рынка или при рефинансировании своих кредитов. Такие компании неизбежно обращались в свои банки за новыми кредитами. Агентство ожидает, что объем внутригруппового кредитования в 2010 году продолжит свой рост, поскольку кредитные условия остаются сложными. Александра Лозовая полагает, что по сложившейся бизнес-практике в России, компании, формально или неформально связанные с банком, будут по-прежнему являться основными заемщиками. Для них создаются благоприятные условия кредитования — более низкие ставки, более низкие требования по залогам и прочее. К примеру, сейчас к компаниям-девелоперам «с улицы» банки предъявляют требования по залогу, вдвое превышающему сумму кредита. Для «своих» девелоперов эти требования гораздо ниже.

Безусловно, это создает определенные риски для частных банков, особенно мелких и средних. Их способность выполнять финансовые обязательства попадает в зависимость от бизнеса аффилированных структур, продолжает Александра Лозовая. Поэтому, с одной стороны, решение Moody's является справедливым. «С другой стороны, в настоящих условиях качественных заемщиков на рынке крайне мало, и я уверена, что в среднесрочной перспективе ничего принципиального в бизнес-моделях банков не произойдет. Аффилированность между банком и заемщиком подразумевает прозрачность и подконтрольность «своего» бизнеса для банка. Хотя для внешних аналитиков, в том числе из рейтинговых агентств, обе структуры могут выглядеть закрытыми», — отмечает Лозовая.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию