16+
Пятница, 26 апреля 2024
  • BRENT $ 89.50 / ₽ 8246
  • RTS1179.37
26 июля 2010, 07:37 Общество

Треть россиян увольняется внезапно

Лента новостей

82% работодателей хотели бы, чтобы сотрудники предупреждали их о смене работы минимум за месяц, а то и за два. Но 35% работников ставили начальство перед фактом своего ухода при подаче заявления

35% работников ставят начальство перед фактом своего ухода при подаче заявления. Фото: РИА Новости
35% работников ставят начальство перед фактом своего ухода при подаче заявления. Фото: РИА Новости

Подавляющее большинство российских работодателей (82%) предпочитают, чтобы сотрудники, нашедшие себе новое место, предупреждали их о своем грядущем увольнении заранее. То есть сильно заранее, а не за две недели, отведенные законом на сдачу дел и завершение проектов. Однако более трети россиян (35%), уволившихся с последнего места работы по собственному желанию, объявили начальству о своем намерении непосредственно в момент подачи заявления. Такие результаты показал опрос, проведенный исследовательским центром рекрутингового портала SuperJob.ru.

Увольнение по собственному желанию — всегда непростое решение. Принимая его, каждый сотрудник тщательно взвешивает все «за» и «против». Помимо прочего, увольняющемуся работнику нужно определиться, когда сообщать о своем решении начальству. Большинство сотрудников предпочитают расставаться с организацией мирно, ведь за время работы у многих возникают приятельские, а подчас и дружеские отношения с коллегами. Кроме того, хорошие отзывы и рекомендации от руководства могут пригодиться работнику как на новом месте, так и при последующих трудоустройствах.

Руководствуясь этими соображениями и еще русской пословицей, что худой мир лучше хорошей войны, 65% россиян, увольняясь с предыдущего места работы, заранее предупреждали начальство о своих намерениях. «После того как мы обсудили мой уход, прошло два месяца, на мое место вышел другой человек, и только потом я ушла»; «Очень важно расстаться друзьями», — комментируют респонденты.

Опрос проводился по всем округам России. Респондентами стали 1800 человек в возрасте старше 18 лет, покинувшие предыдущее место работы по собственному желанию.
 

«Не представляю себе бизнеса, в котором руководитель мог бы ждать даже очень нужного ему специалиста два месяца. Если так сложится, что мне очень нужен именно этот человек, но он мне говорит — лишь через два месяца, я, скорее всего, взял бы на его место другого специалиста. Но если замена меня не устроила бы, через два месяца рассмотрел бы старого претендента, обязательно наказав бы его в зарплате», — заявил BFM.ru на условиях анонимности генеральный директор одного регионального медиа-проекта. На вопрос о причинах такой категоричности, он пояснил BFM.ru, что в России за два месяца очень многое меняется, даже бизнес может развалиться, поэтому он и не может давать обещание ждать специалиста 60 дней.

Увольнение как развод

Те 35% наших сограждан, которые информировали работодателя о своем уходе в последний момент, называют разные причины, почему поступили именно так. Кому-то предупредить о своем уходе «помешали семейные обстоятельства», другие не нашли подходящего момента или не захотели расстраивать начальника, третьи же поступили так из-за плохих отношений с руководством: «Хорошая была работа, но я на них обиделась. Были причины»; «Сообщила только кадровику, так как с начальником мы не ладили».

Бывают и обиженные начальством. «У нашего начальника есть жизненная позиция, которая заключается в лозунге: «я всегда рад, если вы нашли что-то лучшее. Я никого не держу — идите с миром, — сообщил BFM.ru коллега по журналистскому труду. — Но и это — ложь. Недавно я попыталась с ним поговорить о том, что кто-то у нас работает, а кто-то (начальник имелся в виду) ездит в командировки по европам. Истерики не устраивала и ногами не топала. Но мне надоело, что на все вопросы он отвечает: «Мне некогда», а сам на работе бывает часа по три в день. На следующий день он меня оштрафовал на 6 тысяч рублей якобы за систематический срыв сроков сдачи материалов — и укатил в Европу. Как вы думаете, я собираюсь там дальше работать и предупреждать его о моем уходе заранее?»

На самом деле, таких людей можно понять, потому что они подавали своему руководству сигналы о том, что для них неприемлемо на рабочем месте, считает директор по связям с общественностью независимого аналитического агентства «Инвесткафе» Марк Шерман.

«Если начальник понимает, что его работник ищет лучшей доли, но и осознает при этом, что он ее дать не может в данный момент, он поймет заранее, что человек ищет новую работу и рано или поздно уйдет. В этой ситуации все равно, когда человек предупреждает о своем уходе — за неделю или за год», — отмечает преподаватель Института фондового рынка и управления (ИФРУ) Дмитрий Бобров.

«Видимо, если сотрудник уходит, то у него уже были разговоры с начальством о том, что не устраивает зарплата, условия труда, бонусы и многое другое. Если босс оказался глух к своему сотруднику, нет никакого смысла предупреждать его заранее о своем уходе», — продолжает Марк Шерман. К тому же руководство в любом случае понимает, что происходит в коллективе, поэтому удивляться увольнению сотрудников не приходится. «А если начальство считает, что моя компании — это моя вотчина, в которой я что хочу, то с людьми и делаю, то зачем же его предупреждать заранее? Как ведет себя начальник с людьми — так и подчиненные ему возвращают все звонкой монетой», — продолжает Дмитрий Бобров. Если таким образом уходит ценный сотрудник, то это упущение непосредственного руководителя и кадровых служб, которые в ряде компаний берут на себя слишком много ненужных и невостребованных функций, высказывает свое мнение Марк Шерман.

Не надо перекладывать проблемы с головы на голову

Что касается работодателей, то подавляющее большинство из них (82%) ждут от сотрудников понимания и считают, что о своем решении уволиться работники должны предупреждать заранее. «Потому как требуется время на поиск нового сотрудника и закрытие данной вакансии плюс время на обучение, передачу дел и т. д.»; «Так, впрочем, и происходит. Людей надо уважать, тогда они ответят тебе тем же»; «У нас доверительные отношения», — говорили опрощенные рекрутинговым порталом сотрудники.

«Все мы работаем группами, ибо российские компании давно переняли известный принцип советского тоталитаризма, что незаменимых людей нет. Поэтому, как правило, никакой катастрофы в том, что человек сообщает о своем увольнении за две недели, нет», — говорит Дмитрий Бобров. По его словам, если в компании бизнес отстроен так, что некому подхватить эстафетную палочку увольняющегося, то это говорит о неэффективности руководства компании.

Расстаться с бывшими сотрудниками без конфликтов и недомолвок работодателям помогают так называемые выходные интервью. Как показал опрос, 47% руководителей организуют подобные мероприятия для некоторых сотрудников, а 27% —- для всего персонала. По мнению респондентов, такая практика повышает авторитет компании на рынке и формирует у бывших сотрудников положительный образ организации. Не проводят выходное интервью в 22% российских компаний.

«Я сталкивался с тем, что во многих банках на сотрудников не обращают внимания до тех пор, пока они не напишут заявление об уходе. Тогда руководство понимает, что на поиск и обучение нового сотрудника уйдет много времени и средств, и проще уговорить человека остаться. Ему начинают предлагать бонусы, повышение зарплаты и т. д. И такие отношения напоминают шантаж — пока сотрудник не начинает угрожать заявлением об уходе, на него никто не обращает внимания», — говорит Марк Шерман.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию