16+
Четверг, 19 октября 2017
  • BRENT $ 57.23 / ₽ 3282
  • RTS1138.64
26 июля 2010, 15:23 МакроэкономикаФинансы

Бюджет не разбогател на больших доходах

Лента новостей

Благодаря росту нефтяных цен в первом полугодии поступления налогов и сборов в консолидированный бюджет возросло на 30% и только госбюджет получил прибавку в 436 млрд рублей

В первом полугодии поступления налогов и сборов в консолидированный бюджет увеличилось на 30%. Фото: Григорий Собченко/BFM.ru
В первом полугодии поступления налогов и сборов в консолидированный бюджет увеличилось на 30%. Фото: Григорий Собченко/BFM.ru

Благодаря росту нефтяных цен в первом полугодии поступления налогов и сборов в консолидированный бюджет возросло на 30% и только госбюджет получил прибавку в 436 млрд рублей. При сохранении благоприятной внешней конъюнктуры возврат к бездефицитному бюджету вероятен уже к 2014 году, но одновременно в экономике «работают» долгосрочные риски, которые могут «завалить» ее послекризисное восстановление.

Как свидетельствуют данные Федеральной налоговой службы (ФНС), увеличение сбора налогов и сборов в консолидированный бюджет в январе-июне этого года позволило нарастить поступления в него до 3,74 трлн рублей против 2,88 триллиона рублей за аналогичный период прошлого года. При этом в январе-июне 2010 года в федеральный бюджет поступило 1,56 трлн рублей (на 39% больше, или плюс 436 млрд), а в консолидированные бюджеты субъектов РФ — 2,18 трлн (+24,4%).

Поступления налога на добавленную стоимость на товары, производимые в РФ, выросли на 17% и составили 647,4 млрд рублей, НДС на товары, ввозимые на территорию РФ из Белоруссии, дал 19,1 млрд (+39,5%).

Налог на прибыль был перечислен в консолидированный бюджет в размере 935,2 млрд (+48,7%) и в федеральный бюджет из этой поступило 117,5 млрд рублей (спад на 0,4%). В консолидированные бюджеты регионов перечисления составили 817,6 млрд рублей (рост на 60,1%). Сборы акцизов в федеральный бюджет составили 53,6 млрд рублей (+45,6%), в консолидированные бюджеты регионов они выросли на 33,6% и достигли 156,4 млрд рублей.

Налоги на доходы физических лиц в региональные бюджеты в первом полугодии 2010 года увеличились до 793 млрд рублей (в первом полугодии 2009 года — 739,5 млрд).

Поступления НДПИ в консолидированные бюджеты составили 12,5 млрд рублей, в федеральный бюджет — 664,8 млрд рублей, в том числе налог на добычу нефти был перечислен в федеральный бюджет в размере 607,8 млрд рублей. По сравнению с январем-июнем 2009 года поступления НДПИ в консолидированный бюджет выросли на 64,2% и этот рост практически целиком обязан повышению цены на нефть в 1,7 раза в сравниваемые периоды (с 45,6 доллара за баррель в декабре 2008–мае 2009 до 75,6 доллара за баррель в декабре 2009–мае 2010 года).

Как указал в комментарии BFM.ru аналитик ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Олег Душин, увеличение доходов бюджета в значительной мере обусловлено сильным ростом нефтяных цен. В итоге, основная масса доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями налога на добычу полезных ископаемых (43%), НДС (42%) и налога на прибыль (8%). По словам аналитика, возросшие доходы будут в основном направлены на сокращение дефицита бюджета, что позволит изымать меньше средств из Резервного фонда.

Сейчас подготовка бюджета на 2011–2013 года выходит на завершающую стадию, и его основные показатели будут рассмотрены правительственной комиссией в конце недели. Правительство планирует сократить бюджетный дефицит до 4, 3 и 2% ВВП в течение трех лет, в том числе, нарастив налогообложение.

Задача снижения дефицита вполне выполнима, так как уже в этом году, по оценке старшего аналитика ИК «Урса Капитал» Дмитрия Дорофеева, из-за значительного роста налоговых поступлений в бюджет он уменьшится до 4,6% ВВП.

«Цены на нефть уже на 20 долларов превышают заложенные в бюджет, и это может сократить дефицит в два раза по сравнению с прошлогодним значением этого показателя в 5,9%», — привел BFM.ru свои расчеты главный аналитик УК «Финам менеджемент» Александр Осин.

Продолжится и экономическое оживление. «Во втором полугодии мы ожидаем увидеть ускорение роста экономики РФ за счет увеличения личных расходов населения и повышения инвестиционной активности в основных секторах экономики, в результате чего ожидаемый нами рост ВВП составляет 4,9%», — полагает Дмитрий Дорофеев.

Он также напомнил, что рост налоговых поступлений уже позволил правительству увеличить расходы бюджета на этот год на 301 млрд рублей, из которых основная сумма направится для финансирования дефицита Пенсионного фонда РФ (в размере 150 млрд рублей), в результате чего дефицит бюджета сократился на меньшую величину.

По словам Дорофеева, тенденция роста расходов при росте доходов будет продолжена, и, по предварительной оценке, дефицит бюджета в 2011 года составит около 3% (при ограничении в 4%), а к 2013 году он сократится до 1-2% (при ограничении в 2,9%). «Уже к 2014 году мы можем увидеть бездефицитный бюджет», — не исключает аналитик.

Однако многое зависит от того, сколько Федеральных целевых программ решит профинансировать правительство, и какие это будут суммы. «За счет принятия или непринятия ФЦП правительство легко может увеличить или сократить дефицит на 1–2%», — заключил Дмитрий Дорофеев.

Кстати, текущий и прогнозируемый российский бюджетный дефицит смотрится неплохо на фоне его размеров во многих развитых странах. Так, Белый дом в прошлую пятницу понизил прогноз уровня бюджетного дефицита США на этот год до 1,471 трлн долларов или 10% ВВП, и увеличил его на 2011 год до 1,4 трлн долларов против февральских 1,267 трлн, что соответствует 9,2% ВВП.

Но все аналитики указывают, что пока рано говорить о том, что российская экономика вышла из кризиса. «По цифрам мы, может, и вышли, но с учетом инфляции — пока нет. При сохранении роста о достижении предкризисных значений в экономике можно говорить не ранее первой половины 2011 года», — прогнозирует Олег Душин.

«Долгосрочные проблемы госфинансов, закредитованность реального сектора и плохие долги в банковском секторе все еще актуальны. Все эти проблемы продолжат себя проявлять в ближайшие годы», — перечисляет риски Александр Осин, который предостерегает, что лимит госрасходов, при которых бюджетный дефицит не превысит запланированный в 2011 году, составляет всего 295 млрд рублей. Но если принять все расходы в соответствие с теми заявками, которые в той или иной мерей уже согласованы с руководством РФ, то дефицит бюджета составит 8% ВВП (то есть потребуется около 2 трлн рублей расходов).

Осин также подчеркивает, что бюджет-2011 не предполагает никаких «антикризисных мер», хотя часть из них учитывается в «иных» запрошенных президентом и премьером расходах. Поэтому вопрос о том, куда потратить лишние деньги, «не актуален», их в бюджете нет.

В итоге, с точки зрения перспектив остается лишь надежда на повышение цен на нефть, которое, как и в период предкризисного бума, должно сопровождаться сдержанной инфляцией. Но такое развитие событий маловероятно, учитывая слабость кредитных рынков, которая стимулирует процесс перемещения затрат производителей на конечных потребителей продукции, а также повышение долговых рисков, стимулирующее монетизацию долга, рост объема рыночной денежной наличности, необходимой банкам для рекапитализации и пополнения резервов.

Поэтому государству, если учитывать его текущую макроэкономическую стратегию, остается наращивать госдолг, приватизировать частные монополии, повышать налоги.

«Все эти варианты оптимизации бюджета, как показывает практика развитых стран, создают в экономике при нынешнем развитии соцсферы существенные долгосрочные риски экономико-политического и финансового характера», — предупреждает Александр Осин.

Рекомендуем:

  • Фотоистории