16+
Четверг, 28 марта 2024
  • BRENT $ 86.47 / ₽ 7978
  • RTS1127.84
23 августа 2010, 17:30 Общество

Минздраву рекомендуют законные торги

Лента новостей

Минздрав снова в центре коррупционных разбирательств из-за госзаказов. После скандала с покупкой томографов ведомство заподозрили в сговоре с поставщиками лекарств. Минздрав заявил, что ФАС никаких нарушений не нашла

По итогам проверки государственных закупок лекарств в 2009 году правительство заподозрило Минздрав в сговоре с крупнейшими поставщиками лекарств. Фото: sxc.hu
По итогам проверки государственных закупок лекарств в 2009 году правительство заподозрило Минздрав в сговоре с крупнейшими поставщиками лекарств. Фото: sxc.hu

Ведомство министра здравоохранения и социального развития Татьяны Голиковой снова оказалось в центре коррупционных разбирательств из-за госзаказов. По итогам проверки государственных закупок лекарств в 2009 году правительство заподозрило Минздрав в сговоре с крупнейшими поставщиками лекарств, сообщила газета «Ведомости» со ссылкой на «аналитиков аппарата вице-премьера Игоря Сечина». В пресс-службе администрации президента по запросу BFM.ru не смогли оперативно подтвердить или опровергнуть информацию о проверках Минздрава.

Представители самого Минздрава выразили недоумение в связи с этой информацией — из-за «неясного источника данных» и из-за уже проводившихся проверок другим контрольным ведомством, которое не выявило таких серьезных нарушений.

«По результатам плановой проверки, проведенной Федеральной антимонопольной службой, фактов размещения Минздравсоцразвития России заказов без проведения торгов не выявлено. В результате проведения Минздравсоцразвития России торгов на поставку лекарственных средств экономия бюджетных средств за 2009 и 2010 годы — 3,6 млрд рублей», — заявил BFM.ru официальный представитель ведомства.

Таким образом, экономия бюджетных средств, исходя из данных Минздрава, составила более 10% от суммы всех заключенных контрактов за прошлый год (от 34,4 млрд рублей). Однако аналитики Сечина, на которых ссылается издание, обнаружили, что Минздрав фактически без проведения торгов подписал контракты на поставку лекарств на сумму 31,1 млрд рублей.

Напомним, в ведомстве Голиковой уже проводит проверки Генпрокуратура. В середине августа прокуроры направили в СКП материалы о фактах закупки томографов по завышенным ценам для решения вопроса о привлечении виновных к уголовной ответственности.

Ранее президент России Дмитрий Медведев поручил Генпрокуратуре и Следственному комитету при прокуратуре привлечь к ответственности всех причастных к закупкам 170 томографов на сумму 7,5 млрд рублей. Оборудование приобреталось по цене, в несколько раз превышающей стоимость у производителя, через цепочку посредников и фирм-однодневок, а также с использованием расчетных счетов третьих лиц при проведении расчетов между заказчиками и поставщиками. Прибыль посредников могла доходить до 55 млн рублей. Если у производителя томограф мог стоить 16 млн рублей, то покупали его в некоторых случаях за 90 млн, сообщал ранее BFM.ru.

На этот раз аналитики аппарата Сечина, курирующего российскую фармотрасль, обнаружили более распространенные схемы: по данным газеты, Минздравсоцразвития отказывает компаниям, не участвующим в согласованных действиях, в допуске к аукциону, а использует схемы, позволяющие закупать лекарства на бюджетные деньги фактически без проведения торгов. Самая распространенная из них выглядит так: компании подают заявку на участие в аукционе, но на торги не являются, а с единственным участником Минздрав заключает контракт по максимальной цене.

Закупка лекарственных средств — одна из самых коррумпированных сфер, говорит BFM.ru представитель межотраслевой торговой системы «Фабрикант.ру» (МТС «Фабрикант.ру») Алексей Захаров. Одним из факторов, который способствовал этому, как считает Захаров, стало ограничение числа площадок для госторгов. Напомним, в начале 2010 года из 18 заявок разрешения получили проекты Сбербанка, ММВБ, РТС, правительств Москвы и Татарстана. «Когда госструктурам было можно размещать заказы у нас, то снижение цен доходило до 30–40%. Сейчас, если посмотреть, например, на тендеры с площадки Сбербанка, снижение составляет в среднем 1–2%», — заявил представитель системы «Фабрикант.ру».

Впрочем, подобная ситуация обнаруживалась еще до ограничения числа торговых площадок по самым дорогим препаратам, закупленным Минздравом по программе «7 нозологий». По результатам проверки СП подсчитала, что в 2008–2009 годах экономия бюджета обычно составляла 1–3% от начальной максимальной цены контракта. На закупку лекарств по программе «7 нозологий» в 2009 году государство выделило 32,3 млрд рублей.

Как сымитировать торги

По свидетельствам участников подобных тендеров, самое сложное — попасть на конкурс, говорит BFM.ru ведущий юрист компании «Налоговик» Николай Дубровин. «Чиновники всегда найдут какие-то мелкие детали, которые будут препятствовать прохождению заявки. Иногда прямо спрашивают сумму отката, взятку за победу на конкурсе — именно по этим суммам чиновник и находит выгодное (для себя, конечно) предложение», — возмущается эксперт.

Схемы, которые позволяют заключать контракт, имитируя рыночный торг, для всех отраслей одинаковы, говорят эксперты. «Как правило, в одном лоте предполагается комплексная поставка, куда могут входить как лекарства, так и расходные материалы для медицинской техники и товары из других категорий. В результате, лот составляется таким образом, что принять участие в торгах может только одна компания», — говорит Алексей Захаров из МТС «Фабрикант.ру».

Подобные схемы нередко применяются и в строительстве, в частности, при проведении ремонтов и благоустройстве жилых кварталов — правда, это обычно делают на уровне муниципальных тендеров, до уровня министерства довести такие «псевдо-конкурсы» непросто, говорит юрист «Налоговика». Методика имитации торгов аналогична другим отраслям, говорят BFM.ru участники рынка. «Еще до проведения конкурса, или аукциона, заранее определяются такие условия, выполнить которые в состоянии только одна заранее определенная компания. Прописывается все — вплоть до мелочей, подробностей товара или оказания услуги, например, цветовой гаммы деталей, производимых конкретной организацией. А при проведении самого конкурса эти невыполнимые ни для кого условия представляются как ноу-хау, необходимое для заключения именно этого контракта», — описывает ситуацию директор НП «СРО Альянс строителей» Татьяна Шалина.

При этом во многих случаях тендер вообще можно обойти, говорит BFM.ru Александр Сотов, руководитель практики финансовых расследований «ФБК-Право». «Существуют определенные случаи, когда закупка может производиться без тендера (например, путем простого запроса котировок), если величина закупки незначительна. Допустим, правила разрешают нам проводить без конкурса закупки на сумму до 100 тысяч рублей, — говорит Сотов. — Нам нужно товар, допустим, на 1 млн рублей. Что же мы делаем? Сначала мы декларируем заявку на 100 тысяч без конкурса, и в течение короткого времени мы вот таких заявочек десять сделаем, слегка меняя наименования товара или прочие мелочи, проведем их через своих людей без конкурса — и получим необходимый результат».

Добросовестные участники могут жаловаться в ФАС или в прокуратуру на нарушение своих прав при проведении конкурса. Правда, сделать это можно только после подведения итогов — а значит, в спорном тендере победы не будет, добавляет Дубровин. «Иногда поставщики и подрядчики пытаются бойкотировать заранее оговоренные имитации торгов: если конкурс не состоится, чиновникам придется пересматривать свою заявку и, например, поднимать явно убыточную цену заказа. Также набирает популярность публикация «черных списков» — по крайней мере, не придется тратить время и силы на подготовку к ненастоящему конкурсу», — описывает меры борьбы с коррупционерами эксперт «Налоговика».

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию