16+
Суббота, 20 апреля 2024
  • BRENT $ 87.39 / ₽ 8166
  • RTS1173.68
10 октября 2010, 17:52 Технологии

Россия не готова в «облака»

Лента новостей

Тема облачных технологий и сервисов не теряет своей актуальности в нашей стране. Про «облака» у нас говорят много, но примеров перехода от слов к делу пока, по большому счету, нет

Тема облачных технологий и сервисов не теряет своей актуальности в нашей стране. Фото: РИА Новости
Тема облачных технологий и сервисов не теряет своей актуальности в нашей стране. Фото: РИА Новости

Тема облачных технологий и сервисов не теряет своей актуальности в нашей стране. Про «облака» у нас говорят много, но примеров перехода от слов к делу пока, по большому счету, нет. И может так статься, что в ближайшее время «облачные» технологии все же не получат у нас должного развития, поскольку россияне еще не готовы платить за такие сервисы. По крайней мере, такое утверждение прозвучало на конференции компании NetApp, занимающейся разработкой решений для хранения данных, управления информацией и т. п.

Конференция NetApp Innovation собрала более 400 участников, среди которых были как заказчики из различных отраслей бизнеса, так и партнеры компании. Основными темами мероприятия стали вопросы эффективности хранения информации и управления ею, виртуализации и облачных вычислений. Причем последнее направление освещал, в частности, Вэл Берковичи (Val Bercovici), которого в компании называют Cloud Czar. Он рассказал о возможности повышения эффективности финансовых вложений в дата-центры за счет внедрения высокоэффективных облачных инфраструктур.

Так, Берковичи отметил, что сейчас в компаниях за год происходит удвоение объемов данных. Естественно, возникает вопрос об эффективности управления ими, об их правильном хранении и т.п. В решении этих задач, по его мнению, могут помочь технологии виртуализации и облачных сервисов.

Сегодня выделяют два типа «облаков»: корпоративные, возможности которых используются для предоставления IT как услуги (ITaaS) пользователям внутри компании, и публичные, направленные на обслуживание запросов внешних пользователей. Об этих облачных сервисах, а также о проблемах их использования на Западе и в России BFM.ru рассказал Вэл Берковичи.

— Корпоративные «облака» строятся, как правило, с использованием решений для виртуализации. Поверх такого решения «укладывается» слой автоматизации, обеспечивающий собственно автоматизацию процессов предоставления услуг и их биллинг.

Для перемещения больших объемов данных с помощью публичных «облаков» вместо технологий VMware зачастую используются такие технологии, как Hadoop. Это передвижение называется «noSQL». Оно использует более оптимизированные базы с архитектурой, созданной при поддержке масштабируемых веб-сервисов. Здесь следует отметить, что специалисты старшего поколения занимаются созданием преимущественно корпоративных «облаков». У молодых же специалистов имеются свои, новые идеи организации «облачных» сервисов и они используют другие технологии. Причем именно для организации публичных «облаков».

На Западе проникновение «облаков» уже достаточно сильное. Более того, там экономика становится информоцентричной и при этом по своему объему уже не уступает производственной экономике. Здесь основным доводом и стимулом развития «облаков » можно назвать эффективность. Запад давно живет в атмосфере свободного выбора и конкуренции, поэтому там есть постоянный спрос на новые, более эффективные технологии.

Но есть и проблемы. Главная из них — обеспечение безопасности в «облаках». Прежде у заказчиков не было возможности определять, как именно должна обеспечиваться защита его информации, размещенной в «облаке». При этом выбор средств обеспечения информационной безопасности находился на уровне «нравится или не нравится».

Сегодня поставщики облачных сервисов предоставляют заказчикам больше возможностей в области ИБ. Тем не менее, зазор между тем, как хотелось бы, и как получается, все равно остается. И он будет существовать для 30% пользователей облачных сервисов.

Если говорить об облачных вычислениях в России и на Западе, то здесь имеются как различия, так и схожие моменты. Общим можно назвать использование «облаков» для доставки приложений, а также для повышения производительности труда IT-специалистов. То есть пока «облака» — удел корпоративного сегмента. К различиям можно отнести, например, то, что в России вопрос экономии электроэнергии пока не является жизненно важным.

Следует также отметить, что государство должно поддерживать IT-отрасль. Особенно когда ей требуется законодательная помощь. Если говорить о России, то, возможно, имеет смысл оставить рынок облачных вычислений не регулируемым на какое-то время, пока рынок сам не выработает правила и игры.

Стоит также отметить, что США — самая агрессивная страна в деле использования «облаков». Причина — стремление воспользоваться преимуществами эффективности. Речь здесь, в частности, идет о консолидации ресурсов для предоставления сервисов. При этом органы власти и граждане быстрее обмениваются информацией. Кстати, в следующем году все ведомства США, которые хотят использовать для обеспечения своей деятельности собственные ИКТ-ресурсы, а не «облачные», должны будут подготовить огромное число документов, обосновывающее их нежелание использовать корпоративные или публичные «облака».

Еще одно отличие отметил глава российского представительства NetApp Роман Волков. По его мнению, оно заключается в том, что российские пользователи, как корпоративные, так и частные, не готовы потреблять «облачные» услуги именно как платный сервис.

Более детально о состоянии облачного направления BFM.ru рассказали сотрудники российских IT-компаний, выбравших «облака» в качестве одного из своих направлений бизнеса. Так, по словам руководителя отдела маркетинга проекта Softline Cloud Services Антона Марченко, в целом, на данный момент готовность России к облачным сервисам довольно велика. «За последние годы значительно возросла скорость интернет-доступа, а цены снизились до вполне разумных. Кроме того, люди привыкли пользоваться интернет-сервисами, такими как электронная почта, Facebook, «ВКонтакте» и т. д., — говорит Марченко. — С другой стороны, по-прежнему существуют психологические барьеры в виде неготовности отдавать свои конфиденциальные данные сторонней компании, общее недоверие к Интернету. Однако тенденции явно положительные — у своих клиентов мы видим большую заинтересованность в облачных сервисах».

В свою очередь, руководитель направления центров обработки данных компании «Крок» Руслан Заединов считает, что рынок постепенно движется в направлении облачных вычислений. Спрос на них еще не сформировался окончательно, но уже ярко выражена заинтересованность российских компаний облачными вычислениями. Лидерами по адаптации этой новой технологии для собственных нужд являются компании из сферы услуг, например, аналитических. Бизнес подобных компаний диктует необходимость четкого соответствия затрат и потребленных ресурсов. Большой интерес к «облаку» проявляют, по словам Заединова, компании розничной торговли. Есть интерес и со стороны компаний, которые еще в докризисный период приняли решение о выводе своих IT-процессов на аутсорсинг. Это внутреннее преобразование, немного заторможенное кризисом из-за недостатка внимания и активных процессов слияний и поглощений, теперь получило новое воплощение в виде интереса к облачным вычислениям. Традиционные лидеры по масштабному использованию IT — компании финансового сектора, телекоммуникационные и энергетические компании — пока лишь наблюдают за процессом со стороны, отмечает Руслан Заединов. Однако, по его мнению, и с их стороны начинает появляться определенный интерес.

Что касается мнения, что россияне не готовы платить за облачные сервисы, то, по оценке Антона Марченко, оно верно лишь частично. «Да, действительно, далеко не любая компания, особенно крупная, готова платить за облачные сервисы, но ситуация меняется, — считает Марченко. — Посмотрите на «ВКонтакте» — их приложения — это фактически облачные сервисы, за которые частные лица охотно платят. Оборот «ВКонтакте» составил больше одного миллиарда рублей в 2009 году, и в значительной степени это платежи пользователей за «облачный сервис». Бизнес также вполне готов к приобретению облачных сервисов, мы видим это по росту спроса на наши услуги».

Кстати, обе компании, хотя и работают на одном рынке облачных сервисов — российском, но сталкиваются с различными препятствиями. Руслан Заединов на основании опыта компании, которая весной текущего года запустила корпоративное «облако», выделил ряд препятствий, характерных для российского рынка. «Прежде всего, это качество каналов связи. Облачные технологии принципиально ориентированы на интенсивное использование сети, — говорит Заединов. — А у многих организаций есть проблемы с «последней милей». Это сдерживает их желание заниматься облачными решениями. Определенные проблемы возникают с ценовой политикой производителей ПО. Несмотря на то, что продукты вполне приспособлены с технической точки зрения к использованию из «облака», до сих пор не разработана соответствующая юридическая схема и ценовая политика. А значит, и использование этого ПО по подобной схеме сильно затруднено». Особо Заединов отметил, что решающую роль в развитии «облаков» играет инфраструктура дата-центров: «Она должна не просто существовать, а в России пока мало крупных дата-центров, но и быть надежной и безопасной. Дата-центров с подтвержденным уровнем надежности, например, Tier III Uptime Institute, просто нет. Мы сейчас строим такой дата-центр и проводим его сертификацию».

В свою очередь, Антон Марченко считает, что самыми большими препятствиями развития облачных сервисов сейчас является общая неосведомленность потребителей — как компаний, так и частных лиц — о самой возможности их использования. По его мнению, рынок плохо себе представляет, что это такое и какие возможности и преимущества несет Cloud Computing. Также потенциально опасным фактором для развития этого сегмента Марченко назвал российское законодательство. «На данный момент нет нормальной регуляции именно этого сегмента, а закон о персональных данных (ФЗ 152), соответствие требованиям которого должно быть обеспечено до конца этого года, накладывает огромные ограничения на поставщика услуг, что, конечно же, не способствует развитию бизнеса», — заявил Антон Марченко.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию