16+
Четверг, 28 марта 2024
  • BRENT $ 85.83 / ₽ 7947
  • RTS1128.10
4 октября 2010, 21:39 КомпанииПолитика

Медведев серьезно поговорит с Лукашенко

Лента новостей

Зашедшие в тупик политические отношения между Москвой и Минском могут свести на нет экономическое сотрудничество между странами и похоронить Таможенный союз

Зашедшие в тупик политические отношения между Москвой и Минском могут свести на нет экономическое сотрудничество между странами и похоронить Таможенный союз. Фото: РИА Новости
Зашедшие в тупик политические отношения между Москвой и Минском могут свести на нет экономическое сотрудничество между странами и похоронить Таможенный союз. Фото: РИА Новости

Зашедшие в тупик политические отношения между Москвой и Минском могут свести на нет экономическое сотрудничество между странами и похоронить Таможенный союз. Наихудший сценарий для Минска возможен в случае непризнания Москвой легитимности декабрьских президентских выборов в соседней стране. Платой за это может стать девальвация белорусского рубля и экономический обвал в Белоруссии.

Пресс-секретарь президента России Наталья Тимакова в понедельник, 4 октября, прокомментировала видеовыступление Дмитрия Медведева, ответившего на резкие высказывания белорусского лидера Александра Лукашенко в адрес российских властей. «С учетом последних комментариев, которые дал президент Белоруссии в последнее время, очевидно, что эти отношения уже не будут прежними», — сказала пресс-секретарь, подытожив, что отношения зашли в тупик.

Отметим, что в своем видеоблоге Дмитрий Медведев остановился на особенностях российско-белорусских экономических отношений и не удержался напомнить, что только по нефти в этом году Белоруссия уже получила дотации в размере 2 млрд долларов и примерно такую же величину составляет скидка на газ.

Поэтому нельзя исключить, что политическая война между Минском и Москвой может заставить политическое руководство России поставить крест на особых экономических преференциях для режима Лукашенко. Косвенно на это намекнула и Тимакова, отметив, что у некоторых иностранных лидеров очень много проблем, среди них — вывод экономики из кризиса, сбор урожая, поиск источников для финансирования выплат пенсий, оздоровление политической системы.

Как считает один из участников президентской кампании в Белоруссии, директор исследовательско-просветительского учреждения «Движение вперед» Владимир Некляев, на предстоящих выборах Лукашенко не получит поддержки Москвы, но это не скажется на результатах избирательной кампании. Однако у России более пролонгированные планы, и, скорее всего, серьезный разговор с Лукашенко начнется в январе будущего года, когда нужно будет подписывать договор о цене на нефть и газ.

Сейчас Минск платит за газ 185 долларов за тысячу кубометров. Это цена с учетом понижающего коэффициента, величина которого в 2010-м составляет 0,9, (в 2009 году — 0,8). Как уже подтвердил зампредседателя правления « Газпрома» Андрей Круглов, газовые взаимоотношения России и Белоруссии окончательно переходят на рыночную основу, поэтому со следующего года все скидки отменяются. Он напомнил, что цена на газ для Белоруссии определена контрактом, предполагающим ежеквартальное определение цены по формуле, которая соотносится с ценой корзины нефтепродуктов в европейских поставках. Отсюда, если цена на нефть останется на уровне 70 долларов за баррель нефти марки Brent, то ожидаемая стоимость газа «будет порядка 220 долларов за 1 тысячу кубометров».

По мнению начальника аналитического отдела ИГ «Алемар» Василия Конузина, Белоруссия в будущем, вполне возможно, захочет снизить цену, так как любое повышение для этой страны больно ударяет по ее бюджету. Однако руководитель минского Агентства финансовых новостей Олег Мусловец полагает, что повышение цены на газ для Белоруссии до 210–220 долларов за тысячу кубометров не будет критическим для экономики страны, так как власти его компенсируют повышением цены на газ для промышленности.

Со своей стороны шеф-редактор белорусской газеты «Народная воля» Светлана Калинкина отмечает, что хотя экономические последствия политического конфликта сложно прогнозировать, отныне белорусской экономике предстоит работать в условиях, приближенных к мировым реалиям, а не «жить в режиме дотаций». По ее словам, сейчас белорусские представители активно ищут деньги — в том числе у МВФ, и пытаются выйти на рынок облигаций, но пока это не особенно получается. Также, судя по заявлениям белорусских чиновников, они очень рассчитывают на новые возможности, которые открывает режим Таможенного союза для белорусской продукции на рынках России и Казахстана. Но у тех, кто более тесно связан с политиками, нет иллюзий на этот счет, так как они понимают, «насколько много зависит от политики».

Наиболее негативный экономический сценарий возможен, если в России не признают, как в Европе и США, легитимность президентских выборов в декабре в Белоруссии. «В этом случае переговоры по газу заходят в тупик, так как с нелегитимным президентом никто договариваться не будет», — предупреждает белорусский эксперт.

Как ухудшение экономической ситуации будут оценивать в самой Белоруссии — отдельная история, так как, по мнению эксперта, главная проблема экономической статистики в Белоруссии в том, что там можно нарисовать любые цифры, которые имеют мало отношения к реальности, но зато покажут выполнение планов и рост ВВП.

Но Светлана Калинкина не исключает, что если Лукашенко выполнит свои предвыборные обещания и доведет среднюю зарплату до 500 долларов в месяц, а также увеличит пенсии и стипендии, то это серьезно подорвет бюджет. Тогда в будущем году не исключена девальвация белорусской валюты «со всеми вытекающими из этого последствиями».

Впрочем, председатель экспертного совета фонда «Национальные перспективы» Алексей Кузьмин полагает, что последние заявления Медведева могут быть только на руку Лукашенко, а реальных рычагов давлении на Минск у российского президента нет. «Можно, было бы, конечно, объявить блокаду Белоруссии, но это сегодня не очень-то и получится, говорит эксперт. И хотя нефтепровод, идущий по Белоруссии, вроде как принадлежит России, но он ей же и критически важен, потому что большая часть нашего трубопроводного нефтяного экспорта идет через Белоруссию. И поэтому Россия, как всякая страна, живущая, в основном, от поставок нефти и газа, довольно сильно зависит от страны-транзитера. Он также не думает, что Россия пойдет на закрытие белорусского рынка и займется разрушением Таможенного союза или ЕврАзЭС, поскольку это сопряжено с очень большими имиджевыми потерями.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию