16+
Пятница, 29 марта 2024
  • BRENT $ 87.07 / ₽ 8033
  • RTS1128.26
7 октября 2010, 17:50 Макроэкономика

Потребители теряют доверие

Лента новостей

Граждане России теряют уверенность и в перспективах страны, и в своем личном будущем. Люди устали и разочарованы, подтверждают маркетологи данные Росстата

Граждане России теряют уверенность и в перспективах страны, и в своем личном будущем. Фото: РИА Новости
Граждане России теряют уверенность и в перспективах страны, и в своем личном будущем. Фото: РИА Новости

Граждане России теряют уверенность в позитивных перспективах экономики и своем личном будущем, констатирует Росстат со ссылкой на исследование, проведенное в третьем квартале 2010 года.

«Индекс потребительской уверенности, отражающий совокупные потребительские ожидания населения, в третьем квартале 2010 года снизился по сравнению со вторым кварталом 2010 года на 4% и составил минус 11%», — говорится в сообщении Росстата.
 

Ухудшение экономической ситуации в России в течение года прогнозируют 24% респондентов против 17% во втором квартале 2010 года. Положительных изменений в экономике страны в этот же период ожидают 21% опрошенных против 27% во втором квартале 2010 года.

«Можно соглашаться с выводом Росстата, можно нет, но это статистика, а она объективна. Субъективно я тоже с этим выводом согласен», — говорит управляющий активами «Пилгрим Эссет Менеджмент» Игорь Киссель. Выводы Росстата считает правдивыми и директор по развитию маркетингового агентства IQ Ольга Белобровцева. «Люди устали, разочарование — это основное настроение общества. Если предыдущий кризис 1998 года был V-образный, то есть экономика быстро достигла дна и потом так же быстро и уверенно росла, то с этим кризисом получилось хуже», — отмечает она.

Индекс ожидаемых изменений в личном материальном положении составил минус 5%, на 5% ниже уровня второго квартала 2010 года. Также сократилась доля респондентов, ожидающих улучшения своего материального положения в течение года до 12% (во втором квартале 2010 года — 15%). Ухудшение своего материального положения прогнозируют 18% респондентов против 13%, а более половины (57%) опрошенных считают, что их материальное положение за год не изменится. 

Игорь Киссель видит три причины пессимизма. «Во-первых, люди не ожидали, что спад затянется. Во-вторых, были запасы, позволявшие смягчить снижение качества жизни, но они кончились. В-третьих, разрыв между бедными и богатыми увеличился, что удручает», — сетует он.

Ольга Белобровцева напоминает о сформированной десятилетиями модели потребления. «Нас долго приучали потреблять. В СССР успех мерился конечным набором факторов: квартира, машина, дача, ковер, румынская горка. Но теперь этот список бесконечен. Кризис бесконечную гонку потребления прервал. Но новой модели поведения никто не предложил», — говорит эксперт.

Инфляционные ожидания растут: в третьем квартале текущего года около 93% опрошенных считали, что цены увеличатся. Во втором квартале так считали 89% опрошенных.Управляющий директор УК «Флеминг Фэмили энд Партнерс» Юрий Селяндин говорит, что основной причиной снижения потребительской уверенности стал именно рост цен на продукты, в том числе из-за засухи. «Учитывая, что питание составляет главную статью расходов для большинства семей, то людям сложно поверить в официальную цифру инфляции в 7%. Для них она существенно выше», — говорит Юрий Селяндин.

Оценка потребителями условий для крупных покупок и сбережений за прошедший квартал не изменилась (индекс благоприятности условий для крупных покупок остался на уровне минус 25%, сбережений — минус 39%).

«Люди обнулили горизонт планирования. В 2008-м году мы, исследуя общественное мнение, четко видели, что люди смело рассуждают на 10 лет вперед. Теперь горизонт планирования простирается приблизительно на два года», — отмечает Ольга Белобровцева.

Снижение индекса потребительской уверенности за квартал наблюдалось во всех возрастных группах: у молодого поколения в возрасте 16—29 лет — на 3%, у людей среднего возраста (от 30 до 49 лет) — на 4%, у возрастной группы от 50 лет и более — на 5%.

Руководитель аналитического управления Национальной рейтинговой ассоциации Карина Артемьева сохраняет оптимизм. «Первыми удар кризиса на себя приняли банковские служащие, но сейчас ситуация изменилась, банки активно набирают персонал и зарплаты в этом секторе растут», — отмечает она.

«Рост цены на нефть на мировом рынке и обещания правительства бороться с инфляцией не радует людей. Веру в доброго царя никто не отменял», — спорит Ольга Белобровцева.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию