К 20 годам лишения свободы потребовала сегодня приговорить прокурор Марина Розова 34-летнего Никиту Тихонова — одного из руководителей экстремистской организации БОРН («Боевая организация русских националистов»). На счету банды — убийство судьи Мосгорсуда Эдуарда Чувашова, адвоката Станислава Маркелова и другие преступления. Подсудимый уже имеет пожизненный срок, поэтому наказание для него не будет иметь значения — по совокупности двух приговоров оно останется таким же.

Однако признание вины и сотрудничество со следствием даст Тихонову шанс когда-нибудь выйти на свободу. Пожизненно осужденные могут просить об условно-досрочном освобождении после того, как отсидят 25 лет.

Свой первый срок 34-летний Никита Тихонов получил 6 мая 2011 года за убийство в 2009 году журналистки «Новой газеты» Анастасии Бабуровой и адвоката Станислава Маркелова. Последний представлял интересы родственников чеченки Эльзы Кунгаевой и был категорически против условно-досрочного освобождения ее убийцы — полковника Юрия Буданова. Националисты из БОРНа решили, что Маркелов предает интересы русского народа. Тихонов, который действовал вместе с гражданской женой Евгенией Хасис (она осуждена на 18 лет), застрелил адвоката и Бабурову, когда те шли с пресс-конференции.

Три года в «одиночке»

В поселке Харп Тюменской области, где находится колония для пожизненно осужденных, Никита Тихонов пробыл всего пять месяцев. Потом решил сотрудничать со следствием, и его вернули в Москву, поместив в СИЗО «Лефортово». Тихонов сдал всех своих соучастников и заключил досудебное соглашение о сотрудничестве. В суд его дело поступило для рассмотрения в особом порядке.

Это предполагает, что подсудимый соглашается с предъявленным обвинением, а суд выносит приговор без исследования доказательств и допроса свидетелей. При этом назначенное подсудимому наказание не может превышать две трети от максимального срока инкриминируемых статей.

Поддержать подсудимого в суд приехал его отец — бывший кадровый разведчик. Александр Тихонов рассказал BFM.ru, что все три прошедших года его сын сидит в одиночной камере. Его разрешают навещать дважды в месяц, но поговорить без свидетелей не удается, при встрече присутствуют два-три сотрудника изолятора. Раскаялся ли его сын, он ответить затруднился. «Мы не говорим на эти темы, но он сожалеет о том, что слишком доверял некоторым людям, с которыми общался и которые оказались морально нечистоплотны», — заметил Тихонов-старший.

По его мнению, запретив создавать националистические организации и вести политическую деятельность, отстаивая интересы русского народа, государство фактически спровоцировало радикально настроенных людей на крайние меры.

Жертвы бандитов

Согласно обвинительному заключению, которое огласила прокурор Марина Розова, основатель журнала «Русский образ» Никита Тихонов являлся одним из организаторов экстремистской организации БОРН. Он создал ее в середине 2008 года вместе с единомышленником Ильей Горячевым. Последний бежал в Сербию, но был пойман и 8 июня 2013 года выдан России.

«Целью сообщества было совершение преступлений экстремистской направленности и нападений на граждан — совершения убийств по мотивам идеологической и национальной ненависти и вражды, посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов из мести за их законную деятельность, а также иных преступлений», — сказала прокурор.

Она рассказала, что в состав банды в разное время входили Алексей Коршунов, Михаил Волков, Максим Баклагин, Вячеслав Исаев, Юрий Тихомиров и их сторонники, придерживавшиеся радикальных националистических взглядов.

С середины 2008 года по май 2011 года члены экстремисткой группировки совершили ряд убийств и покушений на убийства. Так, ими в 2010 году в подъезде дома был застрелен судья Мосгорсуда Эдуард Чувашов. Спустивший курок член банды Алексей Коршунов в октябре 2011 года подорвался на Украине на своей же гранате. На них также возложили вину за гибель антифашистов Федора Филатова, Ильи Джапаридзе и Ивана Хуторского, чемпиона мира по тайскому боксу Муслима Абдуллаева. Кроме того, им вменяется убийство участника экстремистской исламистской организации «Черные ястребы» Руслана Халилова, таксиста Сосо Хачикяна, покушение на жизнь Рамазана Нуричуева и участкового полицейского ОВД «Гольяново» Гагика Беняминяна.

Прокурор рассказала, что преступное сообщество характеризовалось высокой степенью организованности и устойчивостью. Члены банды обучались конспирации в условиях города и леса. Для маскировки они меняли головные уборы и надевали женские парики, а также использовали поддельные паспорта на чужие имена.

На вооружении банды находился целый арсенал оружия и боеприпасов: гранаты, взрывные устройства, травматический пистолет ОСА и огнестрельные пистолеты, автомат Калашникова, обрез, изготовленный из винтовки, а также холодное оружие — различные ножи и нож-мачете.

Последний использовался для расправы с гражданином Таджикистана Салехом Азизовым. Его активисты БОРНа убили в декабре 2008 года в деревне Жабкино Ленинского района Подмосковья. Алексей Коршунов выстрелил таджику в голову из травматического пистолета ОСА и добил ножом. Голову убитого участники БОРН оставили вместе у здания управы Можайского района вместе с запиской. В ней говорилось, что таким образом активисты БОРНа отомстили за изнасилованную и убитую школьницу Аню Бешнову и потребовали изменить миграционную политику в отношении мигрантов.

Прокурор привела подробности злодеяния. Она сообщила, что до 8 декабря Тихонов хранил голову у себя на балконе. Потом сжег одежду, а нож-мачете утопил в Борисовских прудах.

«Излишне жестокое» наказание

Марина Розова сообщила, что Тихонов полностью выполнил условия досудебной сделки со следствием. «Он дал подробные показания о том, с какими участниками банды были совершены преступления, где хранилось оружие, рассказал о роли участников банды», — сказала гособвинитель. По ее словам, показания подсудимого позволили предъявить обвинения другим фигурантам: Вячеславу Исаеву, Максиму Баклагину, Михаилу Волкову и Юрию Тихомирову.

Этим летом их дело уже поступило на рассмотрение в Мособлсуд. Подсудимые согласны далеко не со всем объемом обвинения и ходатайствовали о процессе с участием присяжных. Однако с конца июня коллегию не могут отобрать. И-за недостаточной явки кандидатов отбор в последний раз отложили на 13 октября.

«Вы признаете вину, с обвинением согласны?» — спросил судья Андрей Коротков Никиту Тихонова и получил положительный ответ.

«Понимаете ли вы последствия постановления приговора без проведения судебного разбирательства?» — задал он другой вопрос.

«Так точно», — по-военному ответил тот.

Выступая в прениях сторон, гособвинитель запросила для организатора БОРНа 20 лет лишения свободы, а по совокупности двух приговоров — пожизненный срок в колонии особого режима.

Запрошенное наказание показалось защитнику Тихонову Алексею Першину «излишне жестоким».

«Мой подзащитный совершил преступления не из корыстных побуждений, а в соответствии со взглядами, который он теперь считает ошибочными. Это уже не тот человек, которому в 2011 году был вынесен приговор. Он осознал свои ошибки», — сказал защитник.

Юрист был согласен с отцом подсудимого в том, что отчасти ответственность за радикальные действия националистов лежит на государстве, «которое запретило деятельность националистических организации и фактически толкнуло их на совершение таких преступлений», не оставив «никакой возможности для легальной деятельности».

Адвокат высказал мнение, что столь суровое наказание не поможет исправиться Тихонову и не вызовет ничего, кроме отторжения и недоверия к правоохранительным органам и судебной системе.

Представляющий интересы потерпевших, родственников Ильи Джапаридзе и Ивана Хуторского, адвокат Ильнур Шарапов в прениях сторон выступать отказался. Позже в интервью BFM.ru он признался, что считает даже слишком мягким срок, который потребовала прокурор. Однако по закону гособвинитель не могла просить больше.

Не пожелал выступить в прениях и Никита Тихонов. 22 сентября он выступит с последним словом, после чего судья уйдет на приговор. Не исключено, что он будет оглашен в тот же день.