Очередь за классическим искусством, похоже, становится нормой. Вслед за рекордным ажиотажем на выставке Серова, очереди стояли за абонементами в филармонию, а сейчас начинается паломничество на выставку Фриды Кало в Петербурге. В чем причины, и о чем это говорит?

Лев Лурьеисторик, журналист«В 1941 году третий секретарь посольства Великобритании Исайя Берлин написал отчет о своем пребывании в Советском Союзе. По его словам, удивительным явлением послевоенным в Советском Союзе является колоссальный интерес к культуре. Невозможно попасть на выставку, невозможно попасть в театр, все книжки раскупаются. И это на самом деле добрый знак, потому что «Война и мир» Льва Николаевича Толстого и «Краткий курс истории партии», они совершенно про разное. И «Война и мир» наверняка победит «Краткий курс истории партии». Чем хуже ситуация в нашей стране, чем сложнее людям выбирать какой-то прагматический путь, тем больше интерес к тому, что является, собственно говоря, нефтью нашей страны, то есть к нашей колоссальной культуре. И так было, например, в годы застоя, когда было не попасть ни на одну выставку и когда театры ломились. Естественно, что и нынешние времена достаточно застойные, и поэтому люди для того, чтобы избежать ежедневного ужаса, выбирают какие-то вечные ценности».

Вот как ответила директор Московского мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова:

Ольга Свибловадиректор Мультимедиа Арт Музея«Я думаю, что в кризис, это во все времена и во всем мире происходило, потребность людей в культуре увеличивается, и так было всегда. И вот, например, когда мы открыли новый фестиваль, который до сих пор существует как «Биеннале моды и стиль фотографии», когда мы получили самую высокую посещаемость вообще и были вынуждены, и увеличивали программу, ее интенсивность и разнообразие, это было в кризис 2008 года. Вот когда люди находятся под таким прессингом тревожности, а сегодня тревожность, конечно, возросла в мире везде, и она возросла, безусловно, у нас, это порождает этот феномен потребности в культуре. Потому что культура дает, во всех ее видах, неважно музыка, театр, кино, выставки, она дает то, что Аристотель описывал словом катарсис. Поэтому существует вот такой момент рассогласования во всем мире, в кризис понижается, прежде всего, дотация на культуру, а именно культура оказывается более всего востребованной, и именно она дает людям силы жить, идти на работу, верить, надеяться. И, несмотря на то, что это такое общемировое явление, надо отдать должное: все-таки наше министерство культуры и наше руководство страны, оно все-таки культуру чрезвычайно поддерживает».

Мнение куратора выставки «Эрнст Неизвестный. Возвращение в Манеж», друга и соратника Эрнста Неизвестного, основателя Russian world gallery Феликса Комарова:

Феликс Комаровоснователь Russian world gallery«Я думаю, это немножко новое явление, это порождение сегодняшнего непростого времени, когда у людей появляется беспокойство о том, что происходит сегодня, когда есть некоторая тревога о дне завтрашнем, они хотят заглянуть, прежде всего, в день вчерашний. Поэтому они интересуются, вот садятся в эту машину времени, идут на выставку в Третьяковку, смотрят портреты нашего замечательного художника Валентина Серова. Дело не в том, что там или эта «Девушка с персиками», или это члены царской семьи — это портреты людей того времени, это глаза того времени. И потом, люди устали от этой атмосферы постоянного криминалитета, угроз терроризма, от угроз болезней. Хочется позитива, хочется разгрузить свою психику, поэтому люди идут в галереи, хотят немножко отвлечься, расслабиться».

Очереди в филармонию выстраивались с 7 утра. За сутки были проданы абонементы на 100 млн рублей.