Патриарх Кирилл на воскресном богослужении в храме Христа Спасителя назвал человекопоклонничество «глобальной ересью». Он также заявил о революционном изгнании Бога из человеческой жизни и жизни общества. По его словам, это движение сначала охватило Западную Европу и Америку, а теперь и Россию.

«Сегодня мы говорим о глобальной ереси человекопоклонничества, нового идолопоклонства, исторгающего Бога из человеческой жизни. Ничего подобного в глобальном масштабе никогда не было. Именно на преодоление этой ереси современности, последствия которой могут иметь апокалиптические события, Церковь должна направлять силу своей защиты, своего слова, своей мысли. Мы должны защищать православие.

Сегодня с новой и новой силой, уже в масштабах целой планеты, развивается эта идея жизни без Бога. И мы видим, как предпринимаются усилия во многих процветающих странах законом утвердить право любого выбора человека, в том числе и самого греховного, идущего вразрез со словом Божиим, с понятием святости, с понятием Бога».

Замруководителя фракции ЛДПР, председатель комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов прокомментировал Business FM слова патриарха:

Ярослав Ниловзамруководителя фракции ЛДПР, председатель комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций«Это позиция представителя РПЦ, поэтому ее и надо воспринимать как позицию человека, который прежде всего отвечает за духовно-нравственное развитие общества. О том, что у нас серьезный духовно-нравственный кризис, говорят давно, и все последние события, которые мы имели возможность наблюдать, это подтверждают. В целом подведен определенный итог, который показывает нам, что в РПЦ здраво оценивают то, что сегодня происходит, пытаются с этим бороться. Но вот непонятно, что же дальше, какой выход из положения, ведь очевидно, что запущена определенная программа, так называемые Окна Овертона, когда все неприемлемое пытаются людям навязать, и люди начинают жить по определенным правилам, по определенным канонам. Обществу навязываются отдельные субкультуры, которые еще вчера казались просто невообразимыми».

С позицией патриарха согласен и руководитель Центра стратегических исследований религии и политики современного мира, член Совета по правам человека (СПЧ) Максим Шевченко:

Максим Шевченкоруководитель центра стратегических исследований религии и политики современного мира«Святейший Патриарх абсолютно прав, он описывает то, что на языке философии и социологии называется антропологическим кризисом. Концепция о человеке сильно изменилась. В современном западном сознании — условно назовем его неолиберальным — человек представляется просто социально-психологическим феноменом, то есть полностью зависящим от социальных обстоятельств и разного рода психических факторов — возникающих в нем фрустраций, комплексов и способов их преодоления. В современном мире, который представляет человека просто социально-психологическим феноменом, понятие греха исчезает как таковое, остается понятие социальной, поведенческой, политической этики. Но вот это личностное просто пропадает».

Тележурналист, историк, профессор, руководитель комиссии по гражданским свободам и гражданской активности президентского Совета по правам человека Николай Сванидзе придерживается другого мнения. Им он поделился с Business FM:

Николай Сванидзетележурналист, историк«Я, честно говоря, не поверил своим глазам, когда прочитал это, потому что Его Святейшество — человек высокообразованный, поэтому то, что он говорит, смешно было бы списать на какое-то его незнание или малознание. Значит, это позиция. То, что патриарх называет ересью, это гуманизм. Я совершенно не могу понять, что имел в виду патриарх, потому что то, что он сказал, абсолютно не согласуется с моими представлениями о Боге, человеке, роли церкви. Самое главное — это человек, его жизнь, его счастье, его права, право на счастье, свободу. А если мы об этом не говорим, если мы это уводим из центра нашего внимания куда-то на периферию, что же там остается? Мне кажется, что это очень плохой признак. У нас церковь является во многом идеологическим государственным институтом, и если этот тезис патриарха выйдет из церковных сцен и будет принят на вооружение государственной властью, это будет значить, что государство отказывается от обеспечения прав человека. Это значит, что человек уходит из сферы интересов государства. Я надеюсь, что этого не произойдет».

Ряд экспертов, опрошенных Business FM, отмечают, что позиция патриарха об объединении верующих — это своего рода последствия его встречи с Папой Римским Франциском на Кубе 12 февраля, которую многие назвали эпохальной.