Силуанов: «Транснефть» должна сама нести ответственность за свои «косяки»
По словам первого вице-премьера и министра финансов, государство не будет через пониженные дивиденды компенсировать компании убытки за «грязную» нефть в нефтепроводе «Дружба»
Читать на полной версииОбновлено в 15:50
Государство не должно через пониженные дивиденды компенсировать «Транснефти» убытки из-за загрязнения нефти в трубопроводе «Дружба», заявил первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов. По его словам, компания должна самостоятельно нести финансовую ответственность за ситуацию, сложившуюся с экспортным нефтепроводом.
«Вы хотите сказать, чтобы государство заплатило за косяки компании, которая занимается поставкой нефти? Мне кажется, это не совсем правильно», — сказал министр, отвечая на вопрос, может ли быть снижен порог дивидендов «Транснефти» из-за ситуации с «Дружбой».
«Любые вопросы могут обсуждаться, но если спросить мое мнение — это неправильно, это будет, по сути, бюджетная компенсация за недоработки компании, которая не выполнила свои контрактные обязательства по поставке качественной нефти», — отметил Силуанов.
«Транснефть» ответила на слова министра финансов Антона Силуанова. Советник президента компании Игорь Демин напомнил о взрыве рядом со зданием Минфина 22 года назад автомобиля тогдашнего первого замминистра финансов РФ Андрея Вавилова, отметив, что никто не назвал это «косяком» в работе министерства. «Полагаю, что в данном случае Антон Силуанов был ориентирован на информацию, распространяемую недоброжелателями компании «Транснефть», — добавил он.
«Транснефть» увидела в словах Силуанова прямое обвинение в ситуации с «Дружбой» — оттуда и такая резкая реакция, считает директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин.
Вице-премьер, кажется, переживал исключительно о государственной казне, считает генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.
Правительство страхуется от дальнейших просьб «Транснефти» о финансовой поддержке, когда убытки компании будут подсчитаны, считает руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник.
Тем временем поставки нефти по нефтепроводу «Дружба» временно прекращены на нескольких участках. Сейчас Белоруссия отправляет загрязненную хлоридом нефть назад в Россию. Практически полностью восстановлены поставки по южной ветке: чистая нефть поступает в Словакию, Чехию и Венгрию. Из-за заморозки транзита через Польшу страдают предприятия Германии. Об этом подробнее рассказала специальный обозреватель Business FM в Европе Мария Волкова.
Мария Волкова специальный обозреватель Business FM в Европе «Грязная нефть «Дружбы» может привести к банкротству немецких компаний, которые занимаются продажей нефти. Речь идет о предприятиях на востоке Германии. Такое заявление накануне сделал представитель Саксонского топливного союза. Задействовать государственные нефтяные резервы пока не планируется, но потребители бензина, керосина и дизеля переведены на поставки нефтепродуктов из западной части Германии. Так, например, представители авиационной отрасли еще в апреле заявили, что авиакомпании будут стараться избегать заправки своих самолетов в Берлине и любых других аэропортах на востоке страны. Цены на бензин и дизель в Германии тоже выросли до рекордного уровня этого года. Как пишет Der Spiegel, Россия поставила под удар свою репутацию надежного поставщика качественных нефтепродуктов. Почти треть нефти Германия получает из России. Претензии к Москве исчисляются сотнями миллионов евро. Они связаны с повреждением оборудования на немецких заводах из-за затянувшихся перерывов в работе, хранения, отправкой нефти обратно поставщику, а также с претензиями потребителей. Инцидент с «Дружбой», с одной стороны, крупнейшая авария в российском топливно-энергетическом комплексе за последние десятилетия, а с другой — внимание к ней прессы в Германии, например, минимально. Как сообщает DW, на международном уровне о проблеме заговорили только после того, как тревогу забила Польша, призвав Россию и российские компании нести финансовую ответственность за ошибки, а также как можно быстрее возобновить поставки чистой нефти. На прошлой неделе в Варшаве прошли переговоры между представителями немецких и российских нефтеперерабатывающих концернов, а также представителей министерств экономики Германии, Польши и России».
Россия обязалась к 1 июля очистить от загрязненной нефти все три нитки трубопровода «Дружба». Первую нитку «Дружбы» на территории Польши можно запустить к 9 июня при признании «Транснефтью» претензий немецких и польских НПЗ.
Проблема возникла в апреле, когда загрязненное хлоридами топливо попало в трубопроводную систему в Самарской области. Уже арестованы четыре человека (руководители и заместители директоров нефтяных компаний в деревне Николаевка, где находится узел слива «Дружбы»). Их подозревают в краже чистой нефти на 1 млн рублей и замене украденного загрязненным сырьем, что привело к предположительным убыткам «Транснефти» на миллиарды долларов.