Обновлено в 21:15

Министр внутренних дел Австрии Карл Нехаммер назвал события минувшей ночи в Вене самым тяжелым днем для страны за многие годы. В Австрии объявили трехдневный траур. В Вене прошла минута молчания под звон колоколов.

Вечером 2 ноября в Вене произошла серия нападений. Сначала неизвестные устроили стрельбу у синагоги, затем атаки продолжились одновременно в шести разных местах в центре столицы.

Нападавшие были вооружены винтовками и автоматами. Они стреляли по случайным прохожим. По последним данным, погибли четверо гражданских, количество пострадавших выросло до 22 человек, среди них полицейский.

Подробнее о ночных событиях и о том, что происходит в столице Австрии сейчас, рассказал корреспондент ТАСС в Вене Дмитрий Валеев.

Дмитрий Валеев корреспондент ТАСС в Вене «Вчера была совершена дерзкая атака в центре Вены. Исходной точкой нападения была улица, прилегающая к синагоге, затем стрельба прозвучала в пяти других точках города. Сегодня министр внутренних дел Австрии сообщил, что один из ликвидированных стрелков является сторонником запрещенной во многих странах террористической группировки «Исламское государство». Министр сказал, что это по меньшей мере исламистский террорист. Помимо этого, полиция продолжает искать его второго возможного сообщника, который скрылся с места преступления. Кроме того, правоохранительные органы не исключают, что нападавших могло быть не двое, а больше. В настоящее время австрийская контрразведка вместе с криминальной полицией ведет активное расследование, сегодня были проведены обыски у знакомых и в квартире ликвидированного стрелка. Также сообщается, что этот стрелок мог быть албанского происхождения. Министр внутренних дел сообщил, что люди, которые напали на центр города, были хорошо вооружены гладкоствольным оружием и, помимо этого у ликвидированного террориста был муляж пояса со взрывчаткой. Вчера во время этой стрельбы народу на улице было довольно-таки много с учетом хорошей погоды, и оставалось несколько часов до наступления в Австрии нового локдауна из-за пандемии, люди пытались насладиться этой свободой, потому что с сегодняшнего дня будет запрещено выходить в ночные и вечерние часы на улицу без определенной необходимости. Уже вчера во время стрельбы началась большая паника, люди разбегались, кто куда только мог. И уже после этого происшествия полиция объявила, что населению лучше не выходить из дома, стараться держаться дальше от центра города. И действительно, город ночью опустел, на улице присутствовали только усиленные наряды полиции, которые до сих пор проводят операцию по выявлению возможных сообщников преступника. И сегодня город тоже продолжает быть пустым, в основном это центр. Люди напуганы и стараются не выходить из дома даже в магазин».

Полиция Австрии установила личность ликвидированного террориста. Как заявил глава МВД Австрии, 20-летний уроженец Вены с северомакедонскими корнями был сторонником запрещенной организации «Исламское государство». По данным СМИ, ИГ уже взяла на себя ответственность за теракт. Во время обысков в его квартире обнаружена взрывчатка. Как утверждает журналист газеты Falter, у террориста албанские корни, он был известен разведке как один из 90 австрийских исламистов, которые хотели поехать воевать в Сирию. Его приговорили к тюремному сроку, но вскоре освободили условно-досрочно.

Мы являемся свидетелями резкой радикализации европейского общества, вовсе не обязательно связанной с исламом, считает доцент кафедры интеграционных процессов МГИМО Александр Тэвдой-Бурмули.

Александр Тэвдой-Бурмули доцент кафедры интеграционных процессов МГИМО «Речь идет в первую очередь о том, что вырастают люди, которые не могут интегрироваться или до конца интегрироваться в европейский социум и остаются все-таки привержены исламской идентичности или, может быть, даже получают эту идентичность, если они становятся индоктринированными разными радикальными идеями. Этот тренд не порожден исключительно внешними обстоятельствами. Он порожден общей социальной маргинализацией, это общий тренд. Радикализируются ведь не только мусульмане, радикализируются и местные, некоторые переходят в ислам, некоторые просто становятся радикалами. И значительная часть населения, в первую очередь молодежь и в первую очередь молодежь из числа меньшинств, маргинализируется. На это накладывается еще и тренд, связанный с нынешней международной обстановкой. Скажем, Турция сейчас выступает в качестве одного из интересантов процесса растормаживания исламской диаспоры в Европе в контексте внутриполитических амбиций Эрдогана, который претендует на то, чтобы стать лидером неоосманского мира. Поэтому тут целый комплекс явлений работает, но они все работают на усиление кризисности».

Кроме того, Kronen Zeitung сообщает о задержании подозреваемого по делу о теракте в городе Линц. Всего после обысков полиция задержала 14 человек.

«Это не конфликт между австрийцами и мигрантами, это борьба между цивилизацией и варварством», — заявил канцлер Австрии Себастьян Курц в телеобращении к нации. Он также вновь сказал, что нападение явно носило исламистский характер.

Канцлер Германии Ангела Меркель заявила, что считает исламский терроризм общим врагом для всех. «Это наша общая борьба», — говорится в заявлении.

События во Франции, которые стали причиной активной общественной дискуссии вокруг религии и свободы слова, пандемия и общее ухудшение социально-экономической ситуации привели к активизации экстремистских сообществ — пошла цепная реакция, говорит руководитель Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Юрий Квашнин.

Юрий Квашнин руководитель Центра европейских исследований ИМЭМО РАН «Весь ЕС находится в зоне риска, причем это произошло не одномоментно. Ситуация достаточно напряженная еще с начала европейского миграционного кризиса, начало которому было положено еще в 2015 году. С тех пор эти риски никуда не ушли, другое дело, что появились новые события, за которыми этот миграционный вопрос стал замалчиваться, постепенно уходить вроде бы из основной повестки дня, потому что появилось действительно много другого. Это и события, связанные с Brexit, сейчас события, связанные с пандемией, и так далее. Но у меня сложилось такое впечатление, что пандемия во многом как раз и обострила эту ситуацию и подтолкнула новую волну экстремизма, связанную с проникновением в ЕС исламистских элементов. А дело в том, что следствием пандемии стал довольно-таки глубокий экономический кризис, стал режим самоизоляции, к которому людям очень сложно адаптироваться. При этом сложнее всего адаптироваться как раз мигрантам. И в условиях этого пандемического кризиса они лишились работы, что также ведет к тому, что такие люди начинают обращать внимание на какие-то экстремистские идеологии. И поэтому я думаю, что до тех пор, пока не начнется серьезное экономическое восстановление в странах ЕС, вполне вероятно, что будут происходить эти негативные социальные тенденции, апофеозом которых становятся террористические атаки в крупных европейских городах».

На территории всей Австрии усилены меры безопасности, в том числе на границах. Сегодня в Вене закрыты школы, ключевые здания в центре взяты под охрану военных. Сам центр перекрыт. Власти призывают жителей не выходить на улицу.

Мировые лидеры европейских стран выразили свои соболезнования в связи с произошедшим. Владимир Путин отправил телеграмму с соболезнованиями президенту и канцлеру Австрии, а жители Москвы с самого утра приносят цветы к посольству Австрии.